Философия права и юридическое мышление: история и современность

 
Код статьиS004287440006031-9-1
DOI10.31857/S004287440006031-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы38-48
Аннотация

Философия права как форма рефлексии над основаниями правового бытия представляет собой разновидность интеллектуальной деятельности, содержанием которой является решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с правовой реальностью. Главная задача философии права – выработка смысловой модели юридического мира, определяющей место в нем человека как субъекта права, выявление универсалий правового бытия. В статье рассматриваются особенности влияния философско-правовых идей и категорий на формирование юридического мышления современной цивилизации, генезис концептуальных подходов, раскрывающих сущность права и интерпретации правовой реальности. Автор обосновывает вывод о том, что философия права развивается в форме универсального знания, необходимого и философам, и юристам для системного и глубокого постижения сути правовых связей и отношений, взаимодействия государства и субъектов права.

Ключевые словафилософия права, юридическое мышление, право, закон, свобода, моральные императивы, государство, цивилизация, религия, культура
Получено08.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов29284
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современных условиях стремительно меняющегося глобального мира философия права как часть философского знания включает в себя способы рационального осознания правовой реальности, возможности оценки и интерпретации правовой политики, поскольку право как социальный феномен всегда погружено в политический контекст эпохи. Среди отечественных ученых вопрос о сущности философии права является предметом многолетних дискуссий. Так, Д.А. Керимов полагал, что философия права, включенная в структуру общей теории права, «представляет сложный симбиоз философии, социологии, общей теории права, отраслевых юридических и ряда иных наук» [Керимов 2001, 58]. С точки зрения диалектического метода он воспринимал предмет философии права как разработку логики, диалектики и теории познания правовой реальности. Иную позицию отстаивал В.С. Нерсесянц, считая, что предметом изучения в философии права является «право в его различении и соотношении с законом» [Нерсесянц 1997, 10]. С.С. Алексеев анализирует философию права с позиции ее общей характеристики как «науки о праве в жизни людей, в человеческом бытии» [Алексеев 2010, 11]. Следует отметить, что философско-правовые категории и понятия, используемые в юридической науке, выступают средством обновления правового мышления и поиска рациональных решений глобальных проблем цивилизации. Если в прошлом философско-правовые учения носили ярко выраженный теоретический характер и были ориентированы на познание внутреннего содержания правовых явлений, смысла права и его социального назначения, то в современный период известные философско-правовые категории «свобода», «справедливость», «равенство», «право», «закон», «воля», «вина», «намерение», «ответственность», «обязанность» приобретают в том числе и прикладное значение, выступают критерием оценки правовой системы, уровня ее гуманизации и прогрессивного развития. Юридическая наука нуждается в философско-правовом знании в условиях изменения векторов социально-экономического и политического развития российского общества и государства.
2 Очевидно, что философия права способна обеспечить широкую мировоззренческую основу развитию российской правовой системы, поскольку законодатель «не может черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображения… а их может дать только философия» [Чичерин 1900, 1–2]. Философия права способствует укреплению взаимосвязи объективной сущности права как всеобщей и равной меры свободы и справедливости, и нормативной основы права, формируемой законодателем и практикующими юристами. Кроме того, в силу гуманистического потенциала, исследования в области философии права могут противостоять появлению несправедливых законов, произволу, вседозволенности, ограничению свобод и прав личности. В этой связи представляется уместным обратиться к истокам формирования философии права с позиции правоведа-исследователя первой четверти XXI в.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 2146

Оценка читателей: голосов 0

1. јlexeyev, Sergei (2010) УLegal PhilosophyФ, Collected Papers, Vol. 7. Legal Philosophy and Legal Theory, Status, Moscow (in Russian).

2. Chegodayev, Mikhail (1994) У'Book of the Dead' of Ancient Egypt (translation)Ф, Voprosy Istorii, Vol. 8 (1994), pp. 145Ц164, Vol. 9 (1994), pp. 141Ц152 (in Russian).

3. Guseinov, Abdusalam (2012) УMoses Ten Commadments: Canon of JusticeФ, Legal Philosophy of Five Books, Collected Papers, Lum, Moscow, 47Ц70 pp. (in Russian).

4. Guseinov, Abdusalam (1999) Ethics, Gardariki, Moscow (in Russian).

5. Guseinov, Abdusalam (ed.) (2003) History of Ethical Theories, Gardariki, Moscow (in Russian).

6. Kerimov, Dzhangir (2001) Methodology of Law, Second Edition, Avanta, Moscow (in Russian).

7. Nersesyants, Vladik (1997) Legal Philosophy, Infra, Moscow (in Russian).

8. Nersesyants, Vladik (1998) Jurisprudence. Introduction to the General Course of the Theory of State and Law, Infra, Moscow (in Russian).

9. Pokrovsky, Joseph (1999) The History of Roman Law, Letniy Sad, Saint-Petersburg (in Russian).

10. Rozin, Vadim (2003) Genesis of Law, Nota Bene, Moscow

11. Stepin, Vyacheslav (2015) Philosophical Anthropology and Philosophy of Culture, Alma Mater, Moscow.

12. Makinen, Virpi, Korkman, Petter (eds) (2006) Transformations in Medieval and Early-Modern Rights Discourse, Springer-Verlag.

13. Varias M. (1993) УReligious Morality and Political and Legal Reality: Theological AspectФ, Social Sciences and Contemporary World, Vol. 5 (1993), pp. 53Ц67.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх