Взаимодействие между учеными и обществом в XXI веке в свете переосмысления работы Макса Вебера

 
Код статьиS004287440006029-6-1
DOI10.31857/S004287440006029-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №8
Страницы29-32
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы расширения социальной миссии современного ученого как научного коммуникатора в связи с переосмыслением работы М. Вебера «Наука как призвание и профессия». Указывается на разграничение Вебером науки как призвания и профессии как проблемы, актуальной по сей день, а также на важность новых задач научного сообщества, связанных с вопросами общественного понимания науки. Акцентируется внимание на особенностях популяризации научного знания в Германии 1920-х гг., связанных, во-первых, с идеей «культурной нации», а, во-вторых, с «моделью дефицита», доминирующей в то время. Отмечается, что важность общественных дебатов относительно внедрения научно-технических достижений еще не была осознана во времена Вебера, хотя оптимизм в отношении научно-технического прогресса стал уменьшаться в связи с разрушительными последствиями мировых войн. Высказывается ряд предположений относительно того, как бы Вебер оценил взаимодействие между учеными и общественностью, а также этические проблемы внешней научной коммуникации, связанные с проблемами ценностной нейтральности, прозрачности представления научного знания и т.д. Как полагает автор, в случае если бы Вебер дал свою оценку важности популяризации науки, то последняя вряд ли бы вышла за рамки идеи повышения культурного уровня нации и, соответственно, «модели дефицита». Показывается, что современный социально-культурный контекст, в свою очередь, предполагает значимость новых задач ученого, связанных с более интенсивным взаимодействием с различными социальными группами. 

Ключевые словаМакс Вебер, наука, назначение ученого, популяризация науки, Kulturnation, общественные дебаты
Источник финансированияИсследование выполнено по проекту РНФ № 19-18-00494 «Миссия ученого в современном мире: наука как профессия и призвание»
Получено08.09.2019
Дата публикации24.09.2019
Кол-во символов7957
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В публичной лекции «Наука как призвание и профессия» Макс Вебер высказал ряд размышлений о призвании ученого. В частности, он разграничил профессиональное занятие наукой, нацеленное на решение конкретных исследовательских задач и опирающееся на специальные методы и техники, и науку как внутренне ощущаемое призвание, вдохновляемое поиском истины и желанием познать непознанное [Вебер 1990]. Когда-то наука, как показывает Вебер, понималась как «путь к истинной природе», «путь к истинному Богу» и т.п. [Вебер 1990, 717–718], однако в результате «интеллектуалистической рационализации», «расколдовывания» мира естественные науки перестают восприниматься как способные если не объяснить, то хотя бы указать направление поиска «смыслов»: сейчас в это верит лишь некоторая часть естествоиспытателей – «“взрослые” дети» по Веберу [Вебер 1990, 713–714, 717]. Почти столетием позже Стивен Шейпин укажет на амбивалентность и изменчивость восприятия личности ученого в начале XX в.: «быть ученым все еще означало нечто вроде призвания, однако все больше воспринималось как профессиональное занятие» [Shapin 2008, 46]. На самом деле, данная амбивалентность сохраняется до сих пор, заставляя исследователей задаваться вопросом о том, зачем вообще идти в науку либо оставаться в ней.
2 Другой вопрос, который становится все более актуальным в XXI в., связан с общественным восприятием науки. Во времена Вебера ни популяризация науки, ни внешняя научная коммуникация в целом еще не считались неотъемлемой частью деятельности научного сообщества (и, в принципе, не стали ею безоговорочно и по сей день). Аналогично общественные дебаты, подобные современным, затрагивающим проблемы развития и внедрения биотехнологий, изменения климата, трансформации биологической природы человека и т.п., а также включающим различные социальные группы, еще не осознавались необходимыми ни научным сообществом, ни широкой публикой. Вместе с тем, нельзя утверждать, что научно-технический прогресс воспринимался исключительно позитивно. В частности, в послевоенной Европе оптимистичная вера в разум и науку стала уступать все большей убежденности в том, что именно научно-технический прогресс стал виной массовых разрушений и страданий. В работе «Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век» британский историк Эрик Хобсбаум отметил, что на восприятие современного мира оказало существенное влияние ощущение непостижимости науки, непредсказуемости практических и моральных последствий ее развития, а также того, что наука «подчеркивала беспомощность индивида», что она по сути своей опасна, поскольку «вмешивается в естественных порядок вещей» (цит. по: [Schirrmacher 2013, 393]).
3 Тем не менее, тогда еще не был предложен так называемый «принцип участия», в рамках которого исследуются и реализуются практики вовлечения различных социальных групп в научно-исследовательскую деятельность, в оценку научно-технических инноваций и пр. В первой половине XX в. в большей степени реализовывалась так называемая «модель дефицита» [Bucchi 2008] в рамках популяризации научного знания, одним из важнейших каналов которого, помимо форматов публичных лекций, научных демонстраций и т.д., становились медиа. В Германии 1920-х гг., к примеру, с ростом прессы и издательского дела развивается своего рода «индустрия» популяризации научных знаний, о чем свидетельствуют выпускаемые научно-популярные журналы и радиопрограммы: журнал Kosmos (основан в 1904 г.), один из наиболее читаемых; серия научно-популярных лекций, выходивших с 1925 г. на радиостанции «Южно-немецкое радиовещание» (Der Süddeutsche Rundfunk AG) по понедельникам в 7:30 утра (прайм-тайм); научно-популярная программа по астрономии, выходившая на радиостанции «Час Радио Берлин» (Die Funk-Stunde AG Berlin) с 1923 г., и т.д.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1493

Оценка читателей: голосов 0

1. Bucchi, Massimiano (2008) УOf Deficits, Deviations and Dialogues: Theories of Public Communication of ScienceФ, Handbook of Public Communication of Science and Technology / ed. by M. Bucchi and B. Trench, Routledge: London, pp. 57Ц76.

2. Kasavin, Ilya T. (2015) УHow is Political Philosophy of Science Possible?Ф, Epistemology & Philosophy of Science, 2015, 14, 3, pp. 5Ц15. (In Russian).

3. Schirrmacher, Arne (2012) УState-controlled Multimedia Education for Sll? Science Programs in Early German RadioФ, Science & Education, 21, 3, pp. 381Ц401.

4. Schirrmacher, Arne (2013) УIntroduction: Communicating Science: National Approaches in Twentieth-Century EuropeФ, Science in Context, 26, 3, pp. 393Ц404.

5. Shapin, Steven (2008) The Scientific Life: A Moral History of a Late Modern Vocation, IL: Chicago University Press, Chicago.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх