The History and Methodology of the Kashmir Shaivism Studies

 
PIIS004287440005746-5-1
DOI10.31857/S004287440005746-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy of Man, Herzen State University of Russia
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages212-221
Abstract

The religious and philosophical tradition of Kashmir Śaivism represented by such outstanding philosophers and mystics as Abhinavagupta, Vasugupta, Utpaladeva has become a popular topic in the scientific, philosophical and non-academic circles in recent years. However, despite more than a century of research on this system its importance in Indian philosophy was recognized only in the middle of the 20th century. This article presents a historiographical overview of the Kashmir Śaivism research and the process of its formation as one of the most important systems of Indian philosophy. We present here the works of such well-known Indian and Western scientists as J. Chatterji, Swami Lakshman Joo, G. Bühler, P.E. Muller-Ortega, M. Dyczkowski, A. Padoux etc. Different research centers for studying the tradition all over the world, some modern problems of studying Kashmir Śaivism, as well as some difficulties that modern scientists may face in their studies are also covered.

Keywordshistory of philosophy, history of religion, Kashmir Śaivism, methodology, tantra, Abhinavagupta
AcknowledgmentThe study is supported by Russian Science Foundation grant “Indian Philosophy in the History of World Philosophy Context: the Meanings’ Translation Problem”, project No 16-18-10427
Received28.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters28343
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Философия и практика кашмирского шиваизма (далее КШ) в последние десятилетия стали модной темой в кругах любителей йоги. Об этой традиционной религиозно-философской системе часто говорят, пишут, пытаются ее практиковать, при этом зачастую вводя ее в более широкий контекст восточной духовности. Во многом эта популяризация КШ связана с общим подъемом движения йоги во всем мире, а также деятельностью такого нового религиозного движения, как сиддха-йога, основатель которого Свами Муктананда (1908–1972) немало усилий приложил для популяризации КШ, включая и трика-йогу, основной комплекс практик КШ.
2 Академические исследования КШ, также достаточно популярные в последнее время, идут как бы параллельно этому йогическому буму, периодически пересекаясь с ним: например, на созданном сиддха-йогами крупном сайте «Муктабодха» (http://www.muktabodha.org/index.htm) выкладываются различные тантрические тексты, редактируемые известными учеными, в частности, М. Дычковским.
3 Такое популярное положение КШ в науке было не всегда. Еще в 1989 г. американский ученый П.Э. Мюллер-Ортега с сожалением констатировал применительно к выдающемуся мыслителю Абхинавагупте, что «только сейчас, спустя почти 50 лет исследований… начинает признаваться значение Абхинавагупты. Фигура, которая по своей важности и влиятельности уступает разве что Шанкаре, едва упоминается в общих обзорах индийской мысли» [Muller-Ortega 1989, 19]. Характерно, что в советском «Философском энциклопедическом словаре» Абхинавагупта упоминается всего один раз (в маленькой статье «Дхвани») как автор комментария по эстетике [ФЭС 1983, 180].
4 Далеко не сразу КШ привлек внимание исследователей индийской философии и духовности. В течение длительного времени в умах ученых, обращавшихся к философии Индии, господствовало мнение, что вся индийская философия «ортодоксального» плана содержится преимущественно в шести философских школах-даршанах, известных с древней эпохи1. Противовес ей составляли еще несколько «неортодоксальных» школ, в которые обычно включали ряд буддийских систем, джайнизм и локаяту. Как правило, на этом общее представление о философии Индии и исчерпывалось. 1. В известном труде Ф. М. Мюллера «Шесть систем индийской философии» (1899) не просто нет никакого упоминания КШ, но и вся эта работа настраивает читателя полагать, что кроме этих «шести систем» (даршан), в Индии вообще не было больше никаких философских традиций. См.: [Müller 1899].
5 Первый сдвиг к пониманию того, что индийская философия есть нечто большее, чем обычно считается, связан с изданием в 1858 г. в серии «Bibliotheca Indica» известной историко-философской работы XIV в. «Сарвадаршанасанграха» Мадхава-ачарьи, в одной из глав которой разобраны положения кашмирской школы пратьябхиджни (глава носит название «Пратьябхиджня-даршана»). Этот текст получил еще большую известность после перевода на английский в 1882 г. [Madhava 1882].
6 Между тем еще в 1877 г. выдающийся немецкий индолог Георг Бюлер (1837–1898) опубликовал обзор недуалистических кашмирских текстов [Bühler 1877] и вкратце коснулся истории этой традиции. Можно с уверенностью сказать, что Бюлер стал первым европейским ученым, обратившим свое внимание, пусть и мимолетное, на эту важную систему. Однако в целом его труд так и остался достоянием узких, специализированных академических кругов.

Number of purchasers: 2, views: 1478

Readers community rating: votes 0

1. Baumer, Bettina (2011) Abhinavagupta’s Hermeneutics of the Absolute, Anuttaraprakriya: An Interpretation of His Paratrisika Vivara?a, D. K. Printworld, New Delhi.

2. Buhler, Georg (1877) “Detailed report of a tour in search of Sanskrit manuscripts made in Kashmir, Rajputana and Central India”, Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, no. XXXIV, vol. XII, Extra number.

3. Ñhambron, Jacqueline (2015) Lilian Silburn: une vie mystique,. Almora, Paris.

4. Chatterji, Jagdish Ch. (1962) Kashmir Shaivaism, Research & Publication Department, Srinagar.

5. Dupuche, John R. (2003) Abhinavagupta. The Kula Ritual As Elaborated in Chapter 29 of the Tantraloka, Motilal Banarsidass, Delhi.

6. Dyczkowski, Mark S.G. (1989) The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism, Motilal Banarsidass, Delhi.

7. Lobanov, Sergey V. (2015) “The Study of Kashmir Shaivism by Western Researchers”, The formation of a classic foreign theoretical religious studies in XIX – first half of XX century. The collection of materials of scientific conference with international participation, 8–9th of October 2015, Vladimir State University, Editus, Moscow, pp. 130–134 (in Russian).

8. Mishra, Kamalakar (1999) Kashmir Saivism. The Central Philosophy of Tantrism, Sri Satguru Publications, Delhi.

9. Muller, F. Max (1899) The Six Systems of Indian Philosophy, Longmans, Green and Co., New York, London, Bombay.

10. Muller-Ortega, Paul E. (1989) The Triadic Heart of Siva. Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-Dual Shaivism of Kashmir, SUNY Press, Albany.

11. Padoux, Andre (1963) Recherches sur la symbolique et l’energie de la parole dans certains textes tantriques, Boccard, Paris.

12. Pandey, Kanti C. (1963) Abhinavagupta: an Historical and Philosophical Study, The Chowkhamba Sanskrit Series Office, Varanasi.

13. Pandit, Balji N. (1977) Specific Principles of Kashmir Saivism, Munshiram Manoharlal, New Delhi (Russian Tramslation 2004).

14. The philosophical encyclopedic dictionary (1983), Sovetskaya enciklopedia, Moscow (in Russian)

15. Rastogi, Navjivan (1996) The Krama Tantricism of Kashmir. Historical and General Sources, Vol. I, Motilal Banarsidass, New Delhi.

16. SenSharma, Debabrata (2009) An Introduction to the Advaita Saiva Philosophy of Kashmir, Indica Books, Varanasi.

Система Orphus

Loading...
Up