История и методология исследований кашмирского шиваизма

 
Код статьиS004287440005746-5-1
DOI10.31857/S004287440005746-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы212-221
Аннотация

Религиозно-философская традиция кашмирского шиваизма, представленная такими выдающимися философами и мистиками, как Абхинавагупта, Васугупта, Утпаладева, в последние годы стала популярной темой в научных, философских и неакадемических кругах. Однако несмотря на более чем столетнюю историю исследований этой системы, ее значение в индийской философии было признано лишь с середины XX в. В данной статье представлен историографический обзор исследований кашмирского шиваизма и процесса его становления как одной из важнейших систем индийской философии. В работе рассматриваются труды заслуженных индийских и западных ученых - Д. Чаттерджи, Свами Лакшманджу, Г. Бюлера, П.Э. Мюллер-Ортеги, М. Дычковского, А. Паду и др., представлены различные исследовательские центры изучения традиции по всему миру. Освещаются некоторые современные задачи изучения кашмирского шиваизма, а также некоторые трудности, с которыми могут столкнуться современные ученые.

Ключевые словаистория философии, история религии, кашмирский шиваизм, методология, тантра, Абхинавагупта
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). Проект «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов», № 16-18-10427
Получено28.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов28343
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Философия и практика кашмирского шиваизма (далее КШ) в последние десятилетия стали модной темой в кругах любителей йоги. Об этой традиционной религиозно-философской системе часто говорят, пишут, пытаются ее практиковать, при этом зачастую вводя ее в более широкий контекст восточной духовности. Во многом эта популяризация КШ связана с общим подъемом движения йоги во всем мире, а также деятельностью такого нового религиозного движения, как сиддха-йога, основатель которого Свами Муктананда (1908–1972) немало усилий приложил для популяризации КШ, включая и трика-йогу, основной комплекс практик КШ.
2 Академические исследования КШ, также достаточно популярные в последнее время, идут как бы параллельно этому йогическому буму, периодически пересекаясь с ним: например, на созданном сиддха-йогами крупном сайте «Муктабодха» (http://www.muktabodha.org/index.htm) выкладываются различные тантрические тексты, редактируемые известными учеными, в частности, М. Дычковским.
3 Такое популярное положение КШ в науке было не всегда. Еще в 1989 г. американский ученый П.Э. Мюллер-Ортега с сожалением констатировал применительно к выдающемуся мыслителю Абхинавагупте, что «только сейчас, спустя почти 50 лет исследований… начинает признаваться значение Абхинавагупты. Фигура, которая по своей важности и влиятельности уступает разве что Шанкаре, едва упоминается в общих обзорах индийской мысли» [Muller-Ortega 1989, 19]. Характерно, что в советском «Философском энциклопедическом словаре» Абхинавагупта упоминается всего один раз (в маленькой статье «Дхвани») как автор комментария по эстетике [ФЭС 1983, 180].
4 Далеко не сразу КШ привлек внимание исследователей индийской философии и духовности. В течение длительного времени в умах ученых, обращавшихся к философии Индии, господствовало мнение, что вся индийская философия «ортодоксального» плана содержится преимущественно в шести философских школах-даршанах, известных с древней эпохи1. Противовес ей составляли еще несколько «неортодоксальных» школ, в которые обычно включали ряд буддийских систем, джайнизм и локаяту. Как правило, на этом общее представление о философии Индии и исчерпывалось. 1. В известном труде Ф. М. Мюллера «Шесть систем индийской философии» (1899) не просто нет никакого упоминания КШ, но и вся эта работа настраивает читателя полагать, что кроме этих «шести систем» (даршан), в Индии вообще не было больше никаких философских традиций. См.: [Müller 1899].
5 Первый сдвиг к пониманию того, что индийская философия есть нечто большее, чем обычно считается, связан с изданием в 1858 г. в серии «Bibliotheca Indica» известной историко-философской работы XIV в. «Сарвадаршанасанграха» Мадхава-ачарьи, в одной из глав которой разобраны положения кашмирской школы пратьябхиджни (глава носит название «Пратьябхиджня-даршана»). Этот текст получил еще большую известность после перевода на английский в 1882 г. [Madhava 1882].
6 Между тем еще в 1877 г. выдающийся немецкий индолог Георг Бюлер (1837–1898) опубликовал обзор недуалистических кашмирских текстов [Bühler 1877] и вкратце коснулся истории этой традиции. Можно с уверенностью сказать, что Бюлер стал первым европейским ученым, обратившим свое внимание, пусть и мимолетное, на эту важную систему. Однако в целом его труд так и остался достоянием узких, специализированных академических кругов.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1492

Оценка читателей: голосов 0

1. Baumer, Bettina (2011) AbhinavaguptaТs Hermeneutics of the Absolute, Anuttaraprakriya: An Interpretation of His Paratrisika Vivara?a, D. K. Printworld, New Delhi.

2. Buhler, Georg (1877) УDetailed report of a tour in search of Sanskrit manuscripts made in Kashmir, Rajputana and Central IndiaФ, Journal of the Bombay Branch of the Royal Asiatic Society, no. XXXIV, vol. XII, Extra number.

3. —hambron, Jacqueline (2015) Lilian Silburn: une vie mystique,. Almora, Paris.

4. Chatterji, Jagdish Ch. (1962) Kashmir Shaivaism, Research & Publication Department, Srinagar.

5. Dupuche, John R. (2003) Abhinavagupta. The Kula Ritual As Elaborated in Chapter 29 of the Tantraloka, Motilal Banarsidass, Delhi.

6. Dyczkowski, Mark S.G. (1989) The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism, Motilal Banarsidass, Delhi.

7. Lobanov, Sergey V. (2015) УThe Study of Kashmir Shaivism by Western ResearchersФ, The formation of a classic foreign theoretical religious studies in XIX Ц first half of XX century. The collection of materials of scientific conference with international participation, 8Ц9th of October 2015, Vladimir State University, Editus, Moscow, pp. 130Ц134 (in Russian).

8. Mishra, Kamalakar (1999) Kashmir Saivism. The Central Philosophy of Tantrism, Sri Satguru Publications, Delhi.

9. Muller, F. Max (1899) The Six Systems of Indian Philosophy, Longmans, Green and Co., New York, London, Bombay.

10. Muller-Ortega, Paul E. (1989) The Triadic Heart of Siva. Kaula Tantricism of Abhinavagupta in the Non-Dual Shaivism of Kashmir, SUNY Press, Albany.

11. Padoux, Andre (1963) Recherches sur la symbolique et lТenergie de la parole dans certains textes tantriques, Boccard, Paris.

12. Pandey, Kanti C. (1963) Abhinavagupta: an Historical and Philosophical Study, The Chowkhamba Sanskrit Series Office, Varanasi.

13. Pandit, Balji N. (1977) Specific Principles of Kashmir Saivism, Munshiram Manoharlal, New Delhi (Russian Tramslation 2004).

14. The philosophical encyclopedic dictionary (1983), Sovetskaya enciklopedia, Moscow (in Russian)

15. Rastogi, Navjivan (1996) The Krama Tantricism of Kashmir. Historical and General Sources, Vol. I, Motilal Banarsidass, New Delhi.

16. SenSharma, Debabrata (2009) An Introduction to the Advaita Saiva Philosophy of Kashmir, Indica Books, Varanasi.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх