The educational value of the heritage of scientists and culture figures for contemporaries (on the 90th anniversary of the doctor of pedagogical and chemical sciences, professor A.A. Makarenya)

 
PIIS181570410020875-7-1
DOI10.54884/S181570410020875-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of Department of Education and Socialization
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of Department of Education and Socialization
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor of Department of Theory and History of Pedagogy
Affiliation: Institute of Pedagogy of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Rector
Affiliation: Tyumen Regional State Institute for the Development of Regional Education
Address: Russian Federation, Tyumen
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (62)
Pages156-160
Abstract

The article actualizes the educational value of the memory of science and culture figures, which throughout his life was promoted by Alexander A. Makarenya. The authors list the main socio-pedagogical scientific areas of the scientist: the pedagogical heritage of D.I. Mendeleev, the role of the cultural environment in education, the ideas of the new anthropoecological approach in education and others.

Keywordseducation, educational potential, pedagogical heritage, cultural environment, anthropoecological approach
Received26.06.2022
Publication date26.06.2022
Number of characters10341
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1
image1

2 «Наша жизнедеятельность всегда протекает в определенной среде и, как правило, с участием посредников, как одушевленных, так и неодушевленных, современная гуманистическая концепция образования, направленная на гармонизацию отношений человека с природой, культурой социумом, с самим собой, может быть успешно реализована, если в современной системе образования больше внимания будет уделено педагогике среды и педагогике общения» (Макареня А.А. Избранные труды. Т.III. – Тюмень, 2000. – С. 167).
3 Мы приводим одно из высказываний Александра Александровича в начале статьи, так как нам кажется, что в нем отражена мысль, раскрывающая значение памяти уходящего, воспитательное значение для современников. А что мы понимаем под воспитанием?! В научных исследованиях много внимания уделяется значению понятия «воспитание». В широком смысле это совокупность всех социальных воздействий на человека («воспитание средой, общением, образом, поведением и т.д.»). Память о прошлом также имеет воспитательное значение. Об этом рассуждали многие деятели науки и культуры, приведем ряд суждений, в которых содержится мысль о воспитательном значении памяти прошлого.
4 «Почему человечество так любит изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбегу, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения» (В.О. Ключевский).
5 «А прошлое, чем дальше оно отходит, тем делается для нас дороже. Знание минувшего дает понимание настоящего» (И.И. Мечников).
6 «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая поучительная и занимательная» (А.С. Пушкин).
7 «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
8 Как завещание встречаем у Д.И. Менделеева: «…Мне бы хотелось, чтобы следы от моих жизненных усилий остались прочные, конечно, не навеки, а на долгое время и после моей близкой смерти…».
9 В одном из своих стихотворений Александр Александрович как бы следует за Менделеевым (изучению творческого наследия которого ученый посвятил практически всю свою научную жизнь), пишет: «Я прошу, не забывайте поэта. Это все, что он сегодня может пожелать» (2014 г.).
10 Говоря об Александре Александровиче, можно сказать: он всю жизнь помнил и делал. Помнил Д.И. Менделеева, А. Щукарева – своего учителя и ученика Д.И. Менделеева, и исследовал его творческое наследие, предпринимал шаги к практической реализации этого наследия в новых социокультурных условиях, претворяя, развивая, напоминая культуротворческие идеи. В итоге в 1998 г. все культуротворческие идеи были систематизированы в научный труд – докторскую диссертацию по педагогике на тему: «Методологические основы создания культуротворческой среды подготовки учителя». Развивая культуротворческие идеи, А.А. Макареня сам пытался понять национальные традиции через изучение и обобщение взглядов деятелей науки, культуры в области воспитания человека, влияние на этот процесс культуры. К.А. Абульханова-Славская, С.С. Аверинцев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Дж. Гибсон, Л.Н. Гумилев, С.Д. Дерябо, Н.М. Зверева, П.Ф. Каптерев, А.Н. Краснов, А.Ф. Лазурский, В.А. Лекторский, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Д.И. Менделеев, В.В. Набоков, А.С. Пушкин, М.М. Рубинштейн, И.А. Сикорский, А.Е. Ферсман и др. – далеко не полный перечень имен деятелей, к изучению наследия которых обращался Александр Александрович. Литература, история, естествознание, философия, культурология (например, следуя за мыслями Д.И. Менделеева, при открытии периодического закона – изучал с различных сторон вопрос систематизации элементов)… и через это выходил на общение с людьми культуры и искусства.

views: 272

Readers community rating: votes 0

1. Makarenya A.A., Filimonova I.N. D.I. Mendeleev i Peterburgskij universitet. – L.: LGU, 1969. – 109 s.

2. Makarenya A.A. D.I. Mendeleev i fiziko-khimicheskie nauki. Opyt nauchnoj biografii D.I. Mendeleeva. – M.: Atomizdat, 1972. – 276 s.

3. Makarenya A.A. D.I. Mendeleev o radioaktivnosti i slozhnosti ehlementov. – M.: Atomizdat, 1968. – 218 s.

4. Makarenya A.A., Rysev Yu.V. D.I. Mendeleev. – M.: Prosveschenie, 1983. – 112 s.

5. Makarenya A.A., Trifonov D.N. Periodicheskij zakon D.I. Mendeleeva. – M.: Prosveschenie, 1969. – 214 s.

6. Makarenya A.A., Filimonova I.N. i dr. Mendeleev v vospominaniyakh sovremennikov. – M.: Atomizdat, 1973. – 232 s.

7. Makarenya A.A., Semenov I.N. Idei D.I. Mendeleeva v nashi dni. – M.: Znanie, 1993. – 40 s.

8. Makarenya A.A., Surtaeva N.N. Mendeleev i kul'tura Rossii. – SPb., Tyumen': TOGIRRO, 2005. – 88 s.

9. Makarenya A.A. Pedagogicheskie vzglyady deyatelej nauki i kul'tury Rossii. – SPb.: NOU «Ehkspress», 2008. – 108 s. (razdel pedagogicheskie vzglyady D.I. Mendeleeva).

10. Makarenya A.A., Nutrikhin A.I. Mendeleev v Peterburge. – L.: Lenizdat, 1983.

Система Orphus

Loading...
Up