Роль нарративов в макроэкономической политике США

 
Код статьиS032120680006298-1-1
DOI10.31857/S032120680006298-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Студентка магистратуры
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы63-78
Аннотация

В статье анализируется целесообразность использования нарратива в качестве инструмента макроэкономической политики. Выделяются значимые характеристики нарратива и объясняется неотъемлемый характер его присутствия в жизни любого индивида, обусловленный физиологическими и психологическими особенностями человека. Рассматривается и формализуется принцип взаимодействия индивидов, нарративов и институтов: создана схема, иллюстрирующая выполнение основных функций нарратива с экономической точки зрения. Статья содержит результаты ретроспективного анализа исторических нарративов, господствовавших в США и оказавших заметное влияние на экономическое и политическое развитие страны. Анализируются современные нарративы, которые использует администрация действующего президента США Дональда Трампа для достижения своих целей при управлении страной в текущий период и в рамках предстоящей избирательной кампании на второй президентский срок. Демонстрируется взаимосвязь между историческим и современным нарративом, о "Великой депрессии" и о "Великой рецессии" соответственно, и показывается как одна и та же история может служить катализатором кризиса и «руководством» по преодолению экономического спада. Статья демонстрирует важность изучения нарративов и их влияния на поведение экономических агентов для поддержания высокого уровня жизни населения и грамотной реализации выбранной политической стратегии.

Ключевые слованарратив, поведенческая макроэкономика, Дональд Трамп, Великая Рецессия, неформальный институт
Получено29.08.2019
Дата публикации29.08.2019
Кол-во символов36221
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

 

Любой индивид ежедневно сталкивается с проблемой выбора. Механизм принятия решений экономическими агентами изучался давно, и гипотеза полностью рационального человека принималась большинством ученых как единственно верная. Современные исследователи отказываются от этих убеждений в пользу ограниченной рациональности и осознания важности институциональных основ формирования решений, так как прогнозы, подкреплённые уверенностью в «полной логичности» человека, редко сбываются.

2 Обычный экономический агент, в отличие от математических моделей, не всегда делает взвешенный выбор из-за ограниченной доступности информации, а также из-за того, что он больше полагается на бессознательную интуицию, а не на сознательное рассуждение.
3 Люди мыслят не цифрами и фактами, а историями, которые легче запоминаются и пересказываются. В проведении макроэкономической политики важнейшую роль играют ожидания экономических агентов, которые, в свою очередь, формируются именно на базе таких историй, получивших в научной среде название «нарративы». Именно анализ и целенаправленное изменение важнейших нарративов, может дать дополнительный инструмент для управления экономикой и сглаживания циклических колебаний.
4 Одни из самых ярких примеров нарративного влияния на экономических агентов можно найти в недавней истории США. В начале прошлого века (1917-1920 гг.) большинство граждан страны верили в существование «Красной Угрозы» (Big Red Scare) и боялись столкнуться с революцией, порождённой распространением коммунистических идей в мире. Нарратив о «Красной Угрозе» поддерживался активным обсуждением случившегося с царской семьёй в России [Shiller R. J., 2017: 29]. Жизнь монархов подробно освещалась в газетах всегда, поэтому история расстрела вызвала такой резонанс: когда нечто плохое происходит с популярным или знакомым человеком, вероятность повторения подобного случая в жизни индивида кажется выше. Нарратив, поддерживающий страх перед неизвестным будущим, заставлял индивидов снижать потребление и спрос на кредиты, откладывать деньги, а не тратить их — подобное изменение экономического поведения привело к кратковременному проявлению депрессии в США в 1920-1921 годах [Kreiswirth M., 1992: 643].
5

ИНДИВИД, НАРРАТИВ, ИНСТИТУТ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

Индивид принимает решения в рамках формальных и неформальных институтов, но причинно-следственную связь между поведением индивида и действием института определить чрезвычайно сложно. С одной стороны, институты заставляют человека поступать по установленному официальному или неофициальному порядку. С другой стороны, индивид выступает создателем, адресатом и гарантом исполнения различных правил.

6 Большинство приверженцев новой институциональной экономической теории придерживаются принципа методологического индивидуализма: институты не действуют; действуют только отдельные личности в институтах или через институты [Поппер К. Р., 2000: 312-313]. Принято считать, что единственным субъектом действий, носителем интересов, потребностей, ценностей и создателем целей является индивид [Weber М., 1968: 13]. Роберт Шиллер в своих трудах приходит к выводу о том, что все поступки и действия обусловлены нарративным образом человеческого мышления. В свою очередь последний, как доказывает Даниэль Канеман, проявляется вследствие психологических и физиологических характеристик индивида.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1123

Оценка читателей: голосов 0

1. Вольчик В.В., 2017. Нарративная и институциональная экономика. Журнал институциональных исследований. №4 (9), С. 132-143.

2. Вольчик В. В., Маслюкова Е.В. 2018. Нарративы, идеи, институты. Terra Economicus. №2 (16), С. 150-168.

3. Евстигнеева Н. В., Оберемко О. А., 2007. Модели анализа нарратива. Человек. Сообщество. Управление. №. 4, С. 95-107.

4. Канеман Д. 2014. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ. 656 c.

5. Кутковая К. С. 2014. Нарратив в исследовании идентичности. Национальный психологический журнал. №4 (16), С. 23-33.

6. Поппер К. Р. 2000. Логика социальных наук. В кн.: Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. M.: Эдиториал УРСС. С. 464.

7. Талеб Н. 2018. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус. 681 с.

8. Тамбовцев В. Л. 2019. Идеи, нарративы и изменения в экономике. Terra Economicus. №.17 (1), С. 24-40.

9. Akerlof G. A., Snower D. J. 2016. Bread and bullets. Journal of Economic Behavior & Organization. No. 126 (Part B), P.126.

10. Collier P. 2016. The cultural foundations of economic failure: A conceptual toolkit. Journal of Economic Behavior & Organization. No. 126 (Part B), P.5-24.

11. Damodaran A. 2017. Narrative and Numbers: The Value of Stories in Business. L.: New York; Chichester, West Sussex: Columbia Business School Publishing. P. 296.

12. Higgs R. 1997. Regime Uncertainty: Why the Great Depression Lasted So Long and Why Prosperity Resumed After the War. The Independent Review. No1 (4). P. 561-590.

13. Kaneman D. 2014. Think slow… act fast. M.: AST. 656 p.

14. Kreiswirth M. 1992. Trusting the Tale: The Narrativist Turn in the Human Sciences. New Literary History. No 23(3). P. 629.

15. Shiller R. J. 2017. Narrative Economics. American Economic Review. No.107 (4). P. 967-1004.

16. Weber М., ed. by Roth G. and Wittich С. 1968. Economy and Society. L.: Berkeley: University of California Press. P. 3-62.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх