As possible the popular philosophy?

 
PIIS004287440005353-3-1
DOI10.31857/S004287440005353-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: associate professor
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.
Address: Russian Federation, 12/1, Goncharnaya str., Moscow, 109240
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages187-198
Abstract

The article proposes a reflection on the content of a new popular science publication in philosophy, a book by A.L. Nikiforov entitled "Philosophy for the curious". The main philosophical problems obtaining the coverage in the book are: philosophy, its features and categories, types of world view, argumentation theory, being and cognition, man and society, the meaning of life, death and immortality. The book expresses A.L. Nikiforov’s original author's philosophical position, uses language accessible for a wide range of readers, and calls for reflection on the most important issues of human existence. The particular role of popular philosophy consists in the endorsement of an intellectual public space - the social environment maintaining human development, independent thinking, engagement in dialogue and responsibility for personal decisions. In this regard, the popularization of science and philosophy as its part plays an important cultural function, contributing to raising the general level of education of the population, creating conditions for self-realization of personality creative potential.

Keywordsscientific communication, popularization of philosophy, popularizing science, popular science publication, worldview, social State
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters39224
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вышедшая в конце 2018 года книга известного отечественного философа А.Л. Никифорова «Философия для любознательных» явилась для меня источником размышлений об актуальной проблеме популяризации науки в современном мире, а также о формах и особенностях популяризации философии.
2 Вопросы взаимодействия науки и общества, становления научного знания в публичной среде получают сегодня все большее освещение в исследованиях и публикациях, поскольку мы имеем дело с эпохой всеобщего информационного проникновения и коммуникации. В Европе с середины 1990-х гг. сложился целый блок направлений гуманитарных исследований в сфере взаимодействия науки и общества (ярким примером является Society study for the social study of science, или 4S). Интеграция науки и социального пространства сопровождается развитием популярной науки, продвижением научных идей в массовой культуре, что является важным, хотя и противоречивым элементом научной коммуникации.
3 Выраженный интерес к указанной проблематике способствовал формированию новой научной дисциплины – научной коммуникации, которая направлена на осмысление процесса движения научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание [Bucchi 2008; Медведева 2017]. Вместе с тем, в научно-исследовательской литературе имеет место констатация недостаточно активного проникновения научной картины мира в область массового сознания, ограниченности традиционных средств коммуникации науки и общества в образовании.
4 Отношения ученых и публики некоторыми исследователями описываются с помощью метафоры разрыва (gap, divide) [Mead 1959: 139; Callon 1999: 82; Астахова 2013], осознание которого время от времени способствует возникновению ряда общественных инициатив, предусматривающих интеграцию науки в обществе. В качестве примера можно привести движение «Научная грамотность», начавшееся с проекта «Наука для всех американцев» в 1985 г., сходного проекта «Общественное понимание науки» в Великобритании, деятельности общества «Знание» в СССР. Их целью являлось распространение научных знаний как важнейшего фактора культурного роста населения. В частности, история общества «Знание» показывает, что эта миссия во многом была выполнена. Был поднят престиж профессий, связанных с исследовательской работой, повысилось число поступающих в вузы, особенно на технические специальности. К началу 1970-х гг. общество «Знание» использовало разнообразные формы работы с населением: публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, творческие отчёты учёных в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участие в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов. Иное дело, что популяризация науки как совокупность процессов, направленных на доступное распространение научной информации, в советское время была идеологически окрашена и во многом направленна на поддержание идеи об активном движении страны к лучшему общественному устройству.

Number of purchasers: 3, views: 1886

Readers community rating: votes 0

1. Astakhova, Anastasia S. (2013) Public representation of the professional community: the popularization of science and public debate, Epistemology and philosophy of science, Vol. 3, pp. 179–189 (in Russian).

2. Bucchi, Massimiano (2008) ‘Of Deficit, Deviations and Dialog: Theories of Public Communication of Science’, Handbook of Public communication of science and technology, N.Y., Routladge, N.Y., pp. 57–76.

3. Callon, Michel (1999) The Role of Lay People in the Production and Dissemination of Scientific Knowledge, Science, Technology, Society, Vol. 4, pp. 81–94.

4. Flack, Ludvik (1980) Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einfurung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollectiv, Suhrkamp, Frankfurt am Main (Russian Translation 1999).

5. Giddens, Anthony (2014) Turbulent and Mighty Continent: what Future for Europe? Gardners Book, London (Russian Translation, 2015).

6. Mead M. (1959) Closing the Gap Between Scientists and the Other, Daedalus, Vol. 88, pp. 139–146.

7. Medvedeva, Svetlana M. (2017) From scientific creativity to the popularization of Science: theoretical model of scientific communication, Socio-psychological problems of popularization of science in Russia and abroad. MGIMO, Moscow, pp. 29–48 (in Russian).

8. Medvedeva, Svetlana M. (2014) Russian Science and the State: the image of the scientist in the modern Russian cinema, Herald of the MGIMO-University. 2014, Vol 2, pp. 184–192 (in Russian).

9. Nikiforov, Alexander L. (2018) Philosophy for the curious: popular science publication, KNORUS, Moscow (in Russian).

10. Quasi-scientific knowledge in contemporary culture ("round table"), Voprosy Filosofii, 2001, Vol 1, pp. 3–31 (in Russian).

11. Vaganov, Andrey G. (2016) Evolution forms of popularization of science in Russia: 18–21 centuries, Science, innovation and education, 2016, Vol 3 (21), pp. 64–77 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up