Как возможна популярная философия?

 
Код статьиS004287440005353-3-1
DOI10.31857/S004287440005353-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы187-198
Аннотация

Предлагается размышление о популяризации философии, а шире, науки, связанное с содержанием новой научно-популярной книги А.Л. Никифорова «Философия для любознательных». Основными философскими проблемами, получившими освещение в книге, являются: философия, ее особенности и категории, типы мировоззрения, теория аргументации, бытие и познание, человек и общество, смысл жизни, смерть и бессмертие. Представленный текст А.Л. Никифорова является выражением оригинальной авторской философской позиции, изложенной доступным языком для широкого круга читателей, призывает к размышлению над важнейшими вопросами человеческого бытия. Особую роль популярной философии можно мыслить как поддержание интеллектуального публичного пространства – пространства общества, способствующего личностному развитию, самостоятельному мышлению, ведению диалога и ответственности человека за свои решения. В этой связи популяризация науки и философии как ее части выполняет важную культурообразующую и культуросозидающую функцию, способствуя поднятию общего уровня образования населения, созданию условий для самореализации творческого потенциала личности.

Ключевые слованаучная коммуникация, популяризация философии, популяризация науки, научно-популярное издание, мировоззрение, социальное государство
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов39224
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вышедшая в конце 2018 года книга известного отечественного философа А.Л. Никифорова «Философия для любознательных» явилась для меня источником размышлений об актуальной проблеме популяризации науки в современном мире, а также о формах и особенностях популяризации философии.
2 Вопросы взаимодействия науки и общества, становления научного знания в публичной среде получают сегодня все большее освещение в исследованиях и публикациях, поскольку мы имеем дело с эпохой всеобщего информационного проникновения и коммуникации. В Европе с середины 1990-х гг. сложился целый блок направлений гуманитарных исследований в сфере взаимодействия науки и общества (ярким примером является Society study for the social study of science, или 4S). Интеграция науки и социального пространства сопровождается развитием популярной науки, продвижением научных идей в массовой культуре, что является важным, хотя и противоречивым элементом научной коммуникации.
3 Выраженный интерес к указанной проблематике способствовал формированию новой научной дисциплины – научной коммуникации, которая направлена на осмысление процесса движения научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание [Bucchi 2008; Медведева 2017]. Вместе с тем, в научно-исследовательской литературе имеет место констатация недостаточно активного проникновения научной картины мира в область массового сознания, ограниченности традиционных средств коммуникации науки и общества в образовании.
4 Отношения ученых и публики некоторыми исследователями описываются с помощью метафоры разрыва (gap, divide) [Mead 1959: 139; Callon 1999: 82; Астахова 2013], осознание которого время от времени способствует возникновению ряда общественных инициатив, предусматривающих интеграцию науки в обществе. В качестве примера можно привести движение «Научная грамотность», начавшееся с проекта «Наука для всех американцев» в 1985 г., сходного проекта «Общественное понимание науки» в Великобритании, деятельности общества «Знание» в СССР. Их целью являлось распространение научных знаний как важнейшего фактора культурного роста населения. В частности, история общества «Знание» показывает, что эта миссия во многом была выполнена. Был поднят престиж профессий, связанных с исследовательской работой, повысилось число поступающих в вузы, особенно на технические специальности. К началу 1970-х гг. общество «Знание» использовало разнообразные формы работы с населением: публичные лекции, научные доклады и конференции, семинары, тематические вечера, устные журналы, народные чтения, творческие отчёты учёных в производственных коллективах, беседы, научные консультации, участие в пропаганде знаний по радио и телевидению, в создании научных и научно-популярных фильмов. Иное дело, что популяризация науки как совокупность процессов, направленных на доступное распространение научной информации, в советское время была идеологически окрашена и во многом направленна на поддержание идеи об активном движении страны к лучшему общественному устройству.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1887

Оценка читателей: голосов 0

1. Astakhova, Anastasia S. (2013) Public representation of the professional community: the popularization of science and public debate, Epistemology and philosophy of science, Vol. 3, pp. 179Ц189 (in Russian).

2. Bucchi, Massimiano (2008) СOf Deficit, Deviations and Dialog: Theories of Public Communication of ScienceТ, Handbook of Public communication of science and technology, N.Y., Routladge, N.Y., pp. 57Ц76.

3. Callon, Michel (1999) The Role of Lay People in the Production and Dissemination of Scientific Knowledge, Science, Technology, Society, Vol. 4, pp. 81Ц94.

4. Flack, Ludvik (1980) Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache: Einfurung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollectiv, Suhrkamp, Frankfurt am Main (Russian Translation 1999).

5. Giddens, Anthony (2014) Turbulent and Mighty Continent: what Future for Europe? Gardners Book, London (Russian Translation, 2015).

6. Mead M. (1959) Closing the Gap Between Scientists and the Other, Daedalus, Vol. 88, pp. 139Ц146.

7. Medvedeva, Svetlana M. (2017) From scientific creativity to the popularization of Science: theoretical model of scientific communication, Socio-psychological problems of popularization of science in Russia and abroad. MGIMO, Moscow, pp. 29Ц48 (in Russian).

8. Medvedeva, Svetlana M. (2014) Russian Science and the State: the image of the scientist in the modern Russian cinema, Herald of the MGIMO-University. 2014, Vol 2, pp. 184Ц192 (in Russian).

9. Nikiforov, Alexander L. (2018) Philosophy for the curious: popular science publication, KNORUS, Moscow (in Russian).

10. Quasi-scientific knowledge in contemporary culture ("round table"), Voprosy Filosofii, 2001, Vol 1, pp. 3Ц31 (in Russian).

11. Vaganov, Andrey G. (2016) Evolution forms of popularization of science in Russia: 18Ц21 centuries, Science, innovation and education, 2016, Vol 3 (21), pp. 64Ц77 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх