Napoleon and Rousseau’s Theory of Social Contract

 
PIIS004287440005352-2-1
DOI10.31857/S004287440005352-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor, faculty of philosophy
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, 27/4, Lomonosovsky av. GSP-1, Moscow, 119991
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages177-186
Abstract

In the article the influence of Rousseau’s political conception on Napoleon’s attitude is analyzed. In youth, in period of garrison service in Valence, in the sketch of history of Corsica Napoleon was guided by the theory of the social contract, then he defended it in polemic with Roustan. In 1791 Napoleon, without rejecting the theory of Genevan, expressed critical remarks to his doctrine about the natural human. By the time of Napoleon’s coming to power, Rousseau’s theory of social contract had already stopped being an inspiring world outlook reference for him. Nevertheless, the impact of separate installations of Rousseau’s theory on Napoleon’s views could be tracked also during blossoming of his political activity, first, the idea of a nationwide referendum as a way of legitimization of changes in the system of rule. It is also possible to interpret the signing of the Concordat as a peculiar realization of Rousseau’s idea of social need of religion. Presence and peculiar refraction of the concept of "heart" of the famous Enlightener in Napoleon’s thinking could be found both during the Revolution epoch and in Empire period. Refusing to Rousseau’s social philosophy in its availability for the future, Napoleon nevertheless continued to operate with his separate concepts, he found a support in some of his ideas, without hesitation using them in political goals.

KeywordsRousseau, Napoleon, theory of the social contract, philosophy of the Age of Enlightenment, history of French philosophy
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters32899
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Наследие Руссо историки философии как правило рассматривают в качестве одного из наиболее важных элементов, составляющих интеллектуальные истоки Великой французской революции. Но его значение не ограничивается только одним аспектом. Влияние руссоизма многообразно и довольно значительно не только на протяжении XVIII в. Оно проявляется и в XIX в., охватывая такие, казалось бы, далекие друг от друга феномены, как, например, спиритуализм (Мен де Биран) и французский романтизм. Немаловажную роль идеи Руссо сыграли и в становлении мировосприятия Наполеона. Обращение к этой теме неизбежно затрагивает более общую проблему, касающуюся взаимосвязи философии с историческими событиями рубежа XVIII–XIX вв.
2 В январе 1803 г. Наполеон в беседе с Редерером упомянул, что «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо была им прочитана в девятилетнем возрасте. Он отметил: это произведение «…навсегда останется книгой молодых людей… оно мне вскружило голову» [Roederer, 1942, 95]. Если память не подвела первого консула, знакомство с романом Руссо, вероятнее всего, относится ко времени его пребывания в школе Отена, либо же к первым месяцам обучения в королевской военной школе в Бриенне. Учитывая то обстоятельство, что главной задачей пребывания в Отене для Наполеона было совершенствование знания французского языка, можно предположить, что прежде он вряд ли «проглатывал» очень объемные тексты классиков XVIII в. Скорее всего, именно «Юлия» была первым сочинением знаменитого просветителя, которое он прочитал. Когда будущий император начинает гарнизонную службу в Валансе, уже первые его юношеские наброски обнаруживают детальное знакомство с философским трактатами Руссо. В апреле 1786 г. Наполеон пишет небольшой текст, посвященный истории Корсики. Он ставит на обсуждение вопрос о степени правомерности вооруженной борьбы корсиканцев против господства генуэзцев, которая разгорелась в 1729 г. В своих размышлениях он опирается на теорию общественного договора Руссо. Корсиканцы, по его взгляд, были «унижены более, чем животные» угнетателями в эти «несчастливые времена». Но они оказались способны вдохновляться столь же возвышенным патриотизмом, как и древние римляне. Приверженцы предрассудков заявляют о недопустимости мятежа против «суверена», видят в этом противоречие установленным самим Богом порядкам. Наполеон считает подобный способ рассуждения абсурдным. Ведь если божественное право всегда охраняет человека, располагающего верховной властью, то оно должно быть на стороне «ловкого убийцы», сразившего законного монарха. Но оно же осуждает на казнь того, чья попытка свергнуть властителя не удалась. Выходит, божественное право должно по-разному трактовать один и тот же поступок в зависимости от его успешности. Такая непоследовательность, по мысли Наполеона, не может быть свойственна высшему праву. «Не говорите мне, что он будет наказан в ином мире… закон всегда независим от успеха преступления, которое он осуждает» [Napoléon 2001 I, 40]. По отношению к человеческим законам корсиканец предлагает рассмотреть дилемму: либо они устанавливаются народом, либо государем. Если законы принял народ, правитель в силу общественного договора не вправе их нарушать. Сам его суверенитет зиждется на их выполнении. Если же законы утвердил государь, то они в силу того же общественного договора должны иметь целью счастье и спокойствие подданных. Когда эта цель не выполняется, государь теряет право на верховную власть, а народ возвращается к естественному состоянию. Человеческое право, истолкованное в духе руссоизма, дает все основания для сопротивления гнету «узурпатора», пришедшего к власти.

Number of purchasers: 2, views: 1976

Readers community rating: votes 0

1. Boudon, Jaques-Olivier (2000) Histoire du Consulat et de l`Empire. 1799–1815, Perrin, Paris.

2. Cabanis Jose (1994) Le Sacre de Napoleon, Gallimard, Paris.

3. Calvet, Henri (1969) Napoleon, PUF, Paris.

4. Chuquet, Artur (1898–1899) La jeunesse de Napoleon, T. I–III, Armand Colin, Paris.

5. Fautrier, Pascale (2018) Napoleon Bonaparte, Gallimard, Paris.

6. Godechot, Jacques (1969) Napoleon, Albin Michel, Paris.

7. Gueniffey, Patrice (2013) Bonaparte. 1769–1802, Gallimard, Paris.

8. Healey, Frank G. (1957) Rousseau et Napoleon, Droz–Minard, Geneve–Paris.

9. Las Case, Emmanuel (1956) Le memorial de Sainte-Helene, T. I–II, Gallimard, Paris.

10. Lefebvre, Georges (1953) Napoleon, PUF, Paris.

11. Lentz, Thierry (2003) Napoleon, PUF, Paris.

12. Lentz Thierry (2013) 100 questions sur Napoleon, La Boetie, Paris.

13. Lentz Thierry (2014) Napoleon. «Mon ambition etait grande», Gallimard, Paris.

14. Madelin, Louis (2003) Histoire du consulat et de l`empire, T. 1–4, Robert Laffont, Paris.

15. Manfred, Àlbert (1980) Napoleon Bonaparte, Mysl, Moscow (in Russian).

16. Masson, Frederic et Biagi, Guido (1895). Napoleon inconnu. Papiers inedits (1786–1793), accompagnes de notes sur la jeunesse de Napoleon, T. I–II, Ollendorff, Paris.

17. Roederer, Pierre-Louis (1942) Bonaparte me disait…, Horisons de France, Paris.

18. Rouart, Jean-Marie (2012) Napoleon ou La destinee, Gallimard, Paris.

19. Tarle, Åugene (2012) Napoleon, Azbuka, Saint Petersburg (in Russian).

20. Tulard, Jean (2006) Napoleon. Les grands moments d`un destin, Fayard, Paris.

Система Orphus

Loading...
Up