Наполеон и теория общественного договора Руссо

 
Код статьиS004287440005352-2-1
DOI10.31857/S004287440005352-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор философского факультета
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова.
Адрес: Российская Федерация, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы177-186
Аннотация

В статье анализируется влияние политической концепции Руссо на мировосприятие Наполеона. В юности, в период несения гарнизонной службы в Валансе, он в наброске истории Корсики опирается на теорию общественного договора, затем отстаивает ее в полемике с А.-Ж. Рустаном. В 1791 г. Наполеон, не отвергая теории женевца, высказывает критические замечания в адрес его учения о естественном человеке. К моменту прихода к власти для Наполеона теория общественного договора Руссо уже перестала быть вдохновляющим мировоззренческим ориентиром. Тем не менее влияние отдельных теоретических установок руссоизма на образ мыслей Наполеона можно проследить и в период расцвета его политической деятельности, прежде всего, в идее всенародного референдума как способа легитимации изменений в системе правления. Подписание Конкордата также возможно истолковать как своеобразную реализацию идеи Руссо о социальной необходимости религии. Своеобразное преломление концепции «сердца» знаменитого просветителя в мышлении Наполеона можно обнаружить как в эпоху революции, так и в период империи. Отказывая социальной философии Руссо в праве на будущее, Наполеон все же продолжает оперировать отдельными его концептами, находить опору в некоторых его идеях, без колебаний используя их в политических целях.

Ключевые словаРуссо, Наполеон, теория общественного договора, философия Просвещения, история французской философии
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов32899
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Наследие Руссо историки философии как правило рассматривают в качестве одного из наиболее важных элементов, составляющих интеллектуальные истоки Великой французской революции. Но его значение не ограничивается только одним аспектом. Влияние руссоизма многообразно и довольно значительно не только на протяжении XVIII в. Оно проявляется и в XIX в., охватывая такие, казалось бы, далекие друг от друга феномены, как, например, спиритуализм (Мен де Биран) и французский романтизм. Немаловажную роль идеи Руссо сыграли и в становлении мировосприятия Наполеона. Обращение к этой теме неизбежно затрагивает более общую проблему, касающуюся взаимосвязи философии с историческими событиями рубежа XVIII–XIX вв.
2 В январе 1803 г. Наполеон в беседе с Редерером упомянул, что «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо была им прочитана в девятилетнем возрасте. Он отметил: это произведение «…навсегда останется книгой молодых людей… оно мне вскружило голову» [Roederer, 1942, 95]. Если память не подвела первого консула, знакомство с романом Руссо, вероятнее всего, относится ко времени его пребывания в школе Отена, либо же к первым месяцам обучения в королевской военной школе в Бриенне. Учитывая то обстоятельство, что главной задачей пребывания в Отене для Наполеона было совершенствование знания французского языка, можно предположить, что прежде он вряд ли «проглатывал» очень объемные тексты классиков XVIII в. Скорее всего, именно «Юлия» была первым сочинением знаменитого просветителя, которое он прочитал. Когда будущий император начинает гарнизонную службу в Валансе, уже первые его юношеские наброски обнаруживают детальное знакомство с философским трактатами Руссо. В апреле 1786 г. Наполеон пишет небольшой текст, посвященный истории Корсики. Он ставит на обсуждение вопрос о степени правомерности вооруженной борьбы корсиканцев против господства генуэзцев, которая разгорелась в 1729 г. В своих размышлениях он опирается на теорию общественного договора Руссо. Корсиканцы, по его взгляд, были «унижены более, чем животные» угнетателями в эти «несчастливые времена». Но они оказались способны вдохновляться столь же возвышенным патриотизмом, как и древние римляне. Приверженцы предрассудков заявляют о недопустимости мятежа против «суверена», видят в этом противоречие установленным самим Богом порядкам. Наполеон считает подобный способ рассуждения абсурдным. Ведь если божественное право всегда охраняет человека, располагающего верховной властью, то оно должно быть на стороне «ловкого убийцы», сразившего законного монарха. Но оно же осуждает на казнь того, чья попытка свергнуть властителя не удалась. Выходит, божественное право должно по-разному трактовать один и тот же поступок в зависимости от его успешности. Такая непоследовательность, по мысли Наполеона, не может быть свойственна высшему праву. «Не говорите мне, что он будет наказан в ином мире… закон всегда независим от успеха преступления, которое он осуждает» [Napoléon 2001 I, 40]. По отношению к человеческим законам корсиканец предлагает рассмотреть дилемму: либо они устанавливаются народом, либо государем. Если законы принял народ, правитель в силу общественного договора не вправе их нарушать. Сам его суверенитет зиждется на их выполнении. Если же законы утвердил государь, то они в силу того же общественного договора должны иметь целью счастье и спокойствие подданных. Когда эта цель не выполняется, государь теряет право на верховную власть, а народ возвращается к естественному состоянию. Человеческое право, истолкованное в духе руссоизма, дает все основания для сопротивления гнету «узурпатора», пришедшего к власти.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1977

Оценка читателей: голосов 0

1. Boudon, Jaques-Olivier (2000) Histoire du Consulat et de l`Empire. 1799Ц1815, Perrin, Paris.

2. Cabanis Jose (1994) Le Sacre de Napoleon, Gallimard, Paris.

3. Calvet, Henri (1969) Napoleon, PUF, Paris.

4. Chuquet, Artur (1898Ц1899) La jeunesse de Napoleon, T. IЦIII, Armand Colin, Paris.

5. Fautrier, Pascale (2018) Napoleon Bonaparte, Gallimard, Paris.

6. Godechot, Jacques (1969) Napoleon, Albin Michel, Paris.

7. Gueniffey, Patrice (2013) Bonaparte. 1769Ц1802, Gallimard, Paris.

8. Healey, Frank G. (1957) Rousseau et Napoleon, DrozЦMinard, GeneveЦParis.

9. Las Case, Emmanuel (1956) Le memorial de Sainte-Helene, T. IЦII, Gallimard, Paris.

10. Lefebvre, Georges (1953) Napoleon, PUF, Paris.

11. Lentz, Thierry (2003) Napoleon, PUF, Paris.

12. Lentz Thierry (2013) 100 questions sur Napoleon, La Boetie, Paris.

13. Lentz Thierry (2014) Napoleon. лMon ambition etait grande╗, Gallimard, Paris.

14. Madelin, Louis (2003) Histoire du consulat et de l`empire, T. 1Ц4, Robert Laffont, Paris.

15. Manfred, └lbert (1980) Napoleon Bonaparte, Mysl, Moscow (in Russian).

16. Masson, Frederic et Biagi, Guido (1895). Napoleon inconnu. Papiers inedits (1786Ц1793), accompagnes de notes sur la jeunesse de Napoleon, T. IЦII, Ollendorff, Paris.

17. Roederer, Pierre-Louis (1942) Bonaparte me disaitЕ, Horisons de France, Paris.

18. Rouart, Jean-Marie (2012) Napoleon ou La destinee, Gallimard, Paris.

19. Tarle, ┼ugene (2012) Napoleon, Azbuka, Saint Petersburg (in Russian).

20. Tulard, Jean (2006) Napoleon. Les grands moments d`un destin, Fayard, Paris.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх