Postmodern Arabesque

 
PIIS004287440005335-3-1
DOI10.31857/S004287440005335-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages34-39
Abstract

The paper presents an interpretation of the academician A.V. Smirnov` publication “Process Logic and Its Justification” as a complex postmodern text based on the composition of various metalogical techniques: allegory, paradox, irony, phantasm, provocation and prophecy.

Keywordspostmodern text, syllogism, metalogism
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters17804
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Публикация А.В. Смирнова «Процессуальная логика и ее обоснование» [Смирнов 2019а] представляет собой не столько лапидарный логический трактат об арабском силлогизме, как это может показаться на первый взгляд, сколько постмодернистский игровой текст, насыщенный замещающими друг друга (находящимися в аллегорическом отношении) металогизмами1. Поэтому неудивительно, что публикация спровоцировала жаркую дискуссию специалистов разных направлений (В.А. Лекторский, В.В. Васильев, И.Ф. Михайлов, В.И. Шалак, В.К. Солондаев), в которой каждый смог развернуть тот или иной увиденный им аспект. И хотя просто просуммировать увиденные аспекты не значит увидеть «слона» (текст-игру) целиком, для начала все же рассмотрим ряд использованных металогических приемов. 1. Металогизмы «изменяют логическую значимость фразы» [Авеличев (ред.) 1986, 67], к ним относят литоту, гиперболу, плеоназм, эвфемизм, аллегорию, парадокс, иронию, молчание и т.п. [Там же, 228].
2

Металогизм 1. Парадокс, выдающий себя за самопрезентацию дедуктивного умозаключения

3 Самоаттестация в некоторых случаях вполне может оказаться металогизмом, как, например, самоаттестация: «Я лжец», создающая логический парадокс. Появление в первых строчках публикации П-силлогизма выглядит как выход на сцену главного героя классической пьесы – некоего скромного чиновника N, который, честно отрекомендовавшись («Я – силлогизм»), далее описывает некоторые эпизоды своей житийной истории. Однако простой эта самопрезентация является только на первый взгляд. Наш герой и выглядит не как силлогизм, и ведет себя не как силлогизм, однако, называя себя «Силлогизмом 1», тем самым как бы заявляет, что уже принят в сообщество силлогизмов, да еще на правах «первого». При этом его самопрезентация далее раскрывает зрителям удивительные вещи: что он являет собой особое «процессуальное» мышление (а не только скромную подразновидность силлогизма!), радикально отличающееся от европейского «субстанциального» мышления, представленного «Силлогизмом 2». Отринув родовидовое подчинение и всякое чинопочитание, наш П-силлогизм объявляет себя краеугольным камнем, на котором выстроено здание арабо-мусульманской культуры. Такое постмодернистское нарциссическое расщепление («я – разновидность силлогизма, я – принципиально иное мышление»), достойное шизонализа, представляет собой парадокс, в котором, однако, следует видеть не столько логическую уловку, сколько военную стратагему, поскольку парадокс, мимикрируя под дедуктивное умозаключение, на «втором» уровне игровых превращений становится неопознанной аллегорией, являя собой изощренный постмодернистский игровой прием. Его цель – вынудить оппонентов принять самопрезентацию за чистую монету и начать воевать с собственными реконструкциями. Посмотрим, какими они могут быть.
4 Первая приходящая на «европейский» ум реконструкция – это попытка доказать, что П-силлогизм – обычный силлогизм, известный европейской аудитории уже две с половиной тысячи лет. Но чтобы превратить нашего героя в искомое, нужно эксплицировать общую посылку, которой в П-силлогизме, естественно, в явном виде нет.

Number of purchasers: 2, views: 1688

Readers community rating: votes 0

1. Avelichev, Alexander K., ed. (1986) General rhetoric, Progress, Moscow (in Russian).

2. Ivlev, Yuri V. (1994) Logics, Nauka, Moscow (in Russian).

3. Smirnov, Andrey V. (2019) “Is a process-based logic possible?”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 5–17 (in Russian).

4. Smirnov, Andrey V. (2019) “Mind is a Capacity to Develop an Epistemic Chain”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 48–60 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up