On the Ontological Foundations of Procedural Logic

 
PIIS004287440005333-1-1
DOI10.31857/S004287440005333-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Samara University
Address: Russian Federation, Samara, 443086, Moskovskoye shosse, 34
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages17-26
Abstract

The article continues the discussion of the problems expressed by A.V. Smirnov in the article "Procedural logic and its justification". The author refers to the clarification of the ontological foundations of procedural logic, not touching on purely formal logical problems.

The article notes that the lack of a common premise in Syllogism 1, introduced by A.V. Smirnov as a form of apodictic proof characteristic of procedural logic, indicates that Syllogism 1 draws up statements about such actions, the beginning of which is rooted in a particular situation, and is not derived from already known general concepts. If traditional logic has an ontology of genus-species relations as its ontological basis, then the ontological basis of procedural logic, as stated in the article, is the ontology of a particular being (haecceitas – Duns Scot). The author identifies in the ontology of a specific two regions - the region of culture and the region of the situation. Both for the cognition/mastering of the cultural phenomenon, and for the cognition/mastering of the object of a particular situation an active attitude, action with these phenomena and objects real experience is important.

Conclusion. The ontological basis of procedural logic is the existential nature of the not possible (I. Kant's position), but real experience, which always takes place in specific situations, connections and relationships in which require an understanding of This State Here-and-Now. Thinking about Itin the here-and-nowin need of special means of understanding the dynamic, time-honored activities/processes on the traditional logic of thinking is not able to and what processes the logic aim. Since it is the actions/procedures that are important for the culture, the decision making by the individual should be based on such conclusions, which build the relations of actions/procedures in specific situations, and not the relations of some substantial formations (genus-species relations). Process logic, unlike traditional logic, is capable of showing the formation of sense, it is the logic of sense, which thanks to G. Deleuze and A.V. Smirnov claims his right to exist.

KeywordsA.V. Smirnov, G. Deleuze, logic of sense, procedural logic, real experience, situation, culture
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters24951
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Подключаясь к обсуждению идеи академика РАН А.В. Смирнова о существовании процессуальной логики, которая была выдвинута в статье «Процессуальная логика и ее обоснование» [Смирнов 2019а], я хотел бы еще раз обратить внимание на те две проблемы, которые здесь возникают и которые обсуждались его оппонентами. Во-первых, могут ли люди мыслить по-разному, есть ли разные мыслительные способы получения истинного результата. Во-вторых, если такие разные типы мышления существуют, то чем это обусловлено и может ли каждый такой тип мышления основываться на собственной логике.
2 Обратим внимание на два таких факта. Вот русский художник Василий Суриков задумал картину «Боярыня Морозова». Собран материал, живы воспоминания о рассказах крестной художника О.М. Дурандиной о боярыне Морозовой и раскольниках, сделано множество этюдов к картине, продуманы персонажи, ясен и образ героини – все детали готовы. Но нет картины, нет композиции, нет цельности, а значит, нет и выраженной мысли. Вдруг однажды художник видит ворону, которая бьет черным крылом по снегу. И картина сразу сложилась – вот она боярыня Морозова в черной шубе вскинула руку с двуперстием, а вся московская заснеженная улица с ее обывателями замкнулась на ней.
3 Какую роль эта ворона на снегу сыграла в мыслительном поиске художника? А ту, что благодаря этому зрительному образу художник пришел к определенному умозаключению – как выстроить композицию картины. Об этом свидетельствует сам автор картины.
4 Скажут – это особенность художественного мышления. Но вспомним историю «яблока Ньютона», которую в воспоминаниях рассказывает биограф Ньютона Уильям Стьюкли, возможно слышавший эту историю от него самого. Конечно, не созерцание падающего яблока дало миру формулировку закона природы, а исследования в области математики, механики, астрономии привели Ньютона, в конце концов, к созданию «Математических начал натуральной философии». Но не исключено, что созерцание падения яблока стало той «наночастицей», которая вдруг изменила конфигурацию уже наличного знания, и тогда сложилось нужное умозаключение. И подобных примеров из истории науки, искусства и других видов деятельности можно найти немало.
5 О чем говорят подобные примеры? О том, что есть разные состояния работы мысли в процессе решения задач, стоящих перед человеком. Есть мышление, скажем так, систематическое, которое основано на переборе уже известных фактов, или на сборе новых фактов, но уже известными методами. А есть инсайт, внезапное озарение сознания уже готовой мыслью. Здесь и там – одно и то же мышление, один и тот же тип мышления, который подчиняется одной и той же логике? Вряд ли. И эти два типа мышления живут в одной и той же культуре всегда и даже в одном и том человеке.
6 Спрашивается: а при чем здесь логика процессуальная и логика субстанциальная, о которых говорит А.В. Смирнов? Вот что интересно. Озарение всегда связано с конкретным событием – «ворона на снегу», «падающее яблоко», место и время, когда нужная тебе мысль появилась (например, Ницше указывает точную дату и место, когда ему в голову пришла идея вечного возвращения). Не говорит ли это о том, что cogito генерирует новую мысль тогда, когда человек оказывается интегрирован в конкретную ситуацию, и тогда случается «я мыслю», то есть я становлюсь автором мысли, если отдаюсь этой конкретной ситуации полностью, включая в нее все свои знания и умения. Это мышление в ситуации (ситуативное мышление) началом имеет не некое утверждение самого мышления, а установление соответствия наших действий и мыслей с данной ситуацией и теми процессами, которые в ней представлены. На нечто подобное указывал Хайдеггер, говоря, что учиться мыслить «означает приводить наши дела и поступки в соответствие с тем, что приносит нам каждая встреча с существенным» [Хайдеггер 2007, 39]. Не является ли П-силлогизм А.В. Смирнова [Смирнов 2019а] формальным закреплением в логике cogito этого способа «учиться мыслить»?

Number of purchasers: 2, views: 1454

Readers community rating: votes 0

1. Badiou, Alain (2004) Deleuze: “La Clameur de l'Etre”, Hachette, Paris (Russian Translation 2004).

2. Konev, Vladimir A. (2016) “Two Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The First Part)”, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2016), pp. 37?47 (In Russian).

3. Konev, Vladimir A. (2017) “Two Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The Second Part)”, Voprosy Filosofii, Vol. 8 (2017), pp. 80–88 (In Russian).

4. Lektorsky, Vladislav A. (2019) ‘Commentary to the Article “Is a Process-Based Logic Possible?”’, Voprosy Filosofii. Vol. 2 (2019), pp. 18–21 (In Russian).

5. Mikhailov, Igor F. (2017) “Towards the Shared Ontology of Cognitive and Social Sciences”, Philosophy of Science and Technology, 2017, vol. 22, No 2, pp. 103–119 (In Russian).

6. Mikhailov, Igor F. (2019) “Can People Think Differently?”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), ðð. 27–34 (In Russian).

7. Solondaev, Vladimir K. (2019) “Psychological Aspects of the Logic of Process”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), ðð. 41–47 (In Russian).

8. Smirnov, Andrey V. (2001) Logic of Sense. Theory and Its Application in the Analysis of Classical Arabic Philosophy and Culture. M.: Jasyki slav’anskoj kultury, 2001 (In Russian).

9. Smirnov, Andrey V. (2015) Mind. Logics. Language. Culture. Sence. M .: Languages of Slavic culture. 2015. (In Russian).

10. Smirnov, Andrej V. (2019) “Is a process-based logic possible?”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 5–17 (In Russian).

11. Smirnov, Andrej V. (2019) “Mind is a Capacity to Develop an Epistemic Chain”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 48–60. (in Russian).

12. Shalack, Vladimir I. (2019) “The logic of the Processes”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), ðð. 35–40. (In Russian).

13. Vasilyev, Vadim V. (2019) “Arabic Syllogism and Unity of Reason: Remarks on Andrey V. Smirov’s Paper”, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), ðð. 22–26. (In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up