Об онтологических основаниях процессуальной логики

 
Код статьиS004287440005333-1-1
DOI10.31857/S004287440005333-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Самарский университет
Адрес: Российская Федерация, Самара, 443086, Московское ш., д. 34
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы17-26
Аннотация

Статья продолжает обсуждение проблем, высказанных А.В. Смирновым в статье «Процессуальная логика и ее обоснование». Оставляя в стороне чисто формальные логические проблемы, поднятые А.В. Смирновым, автор обращается к выяснению онтологических оснований процессуальной логики. 

Дунс Скот). Автор выделяет в онтологии конкретного две области – область культуры и область ситуации. И для познания/освоения культурного феномена, и для познания/освоения объекта конкретной ситуации важно активное отношение, действие с данными феноменами и объектами, важен реальный опыт. 

Поскольку для культуры важны именно действия/процедуры, то принятие индивидом решения должно строиться на таких умозаключениях, которые выстраивают отношения действий/процедур в конкретных ситуациях, а не отношения неких субстанциальных образований (родовидовых отношений). Процессуальная логика в отличие от субстанциальной логики способна показать формирование смысла, это логика смысла, которая благодаря Ж. Делёзу и А.В. Смирнову заявляет свои права на существование.

Ключевые словаА.В. Смирнов, Делёз, логика смысла, процессуальная логика, реальный опыт, ситуация, культура
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов24951
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Подключаясь к обсуждению идеи академика РАН А.В. Смирнова о существовании процессуальной логики, которая была выдвинута в статье «Процессуальная логика и ее обоснование» [Смирнов 2019а], я хотел бы еще раз обратить внимание на те две проблемы, которые здесь возникают и которые обсуждались его оппонентами. Во-первых, могут ли люди мыслить по-разному, есть ли разные мыслительные способы получения истинного результата. Во-вторых, если такие разные типы мышления существуют, то чем это обусловлено и может ли каждый такой тип мышления основываться на собственной логике.
2 Обратим внимание на два таких факта. Вот русский художник Василий Суриков задумал картину «Боярыня Морозова». Собран материал, живы воспоминания о рассказах крестной художника О.М. Дурандиной о боярыне Морозовой и раскольниках, сделано множество этюдов к картине, продуманы персонажи, ясен и образ героини – все детали готовы. Но нет картины, нет композиции, нет цельности, а значит, нет и выраженной мысли. Вдруг однажды художник видит ворону, которая бьет черным крылом по снегу. И картина сразу сложилась – вот она боярыня Морозова в черной шубе вскинула руку с двуперстием, а вся московская заснеженная улица с ее обывателями замкнулась на ней.
3 Какую роль эта ворона на снегу сыграла в мыслительном поиске художника? А ту, что благодаря этому зрительному образу художник пришел к определенному умозаключению – как выстроить композицию картины. Об этом свидетельствует сам автор картины.
4 Скажут – это особенность художественного мышления. Но вспомним историю «яблока Ньютона», которую в воспоминаниях рассказывает биограф Ньютона Уильям Стьюкли, возможно слышавший эту историю от него самого. Конечно, не созерцание падающего яблока дало миру формулировку закона природы, а исследования в области математики, механики, астрономии привели Ньютона, в конце концов, к созданию «Математических начал натуральной философии». Но не исключено, что созерцание падения яблока стало той «наночастицей», которая вдруг изменила конфигурацию уже наличного знания, и тогда сложилось нужное умозаключение. И подобных примеров из истории науки, искусства и других видов деятельности можно найти немало.
5 О чем говорят подобные примеры? О том, что есть разные состояния работы мысли в процессе решения задач, стоящих перед человеком. Есть мышление, скажем так, систематическое, которое основано на переборе уже известных фактов, или на сборе новых фактов, но уже известными методами. А есть инсайт, внезапное озарение сознания уже готовой мыслью. Здесь и там – одно и то же мышление, один и тот же тип мышления, который подчиняется одной и той же логике? Вряд ли. И эти два типа мышления живут в одной и той же культуре всегда и даже в одном и том человеке.
6 Спрашивается: а при чем здесь логика процессуальная и логика субстанциальная, о которых говорит А.В. Смирнов? Вот что интересно. Озарение всегда связано с конкретным событием – «ворона на снегу», «падающее яблоко», место и время, когда нужная тебе мысль появилась (например, Ницше указывает точную дату и место, когда ему в голову пришла идея вечного возвращения). Не говорит ли это о том, что cogito генерирует новую мысль тогда, когда человек оказывается интегрирован в конкретную ситуацию, и тогда случается «я мыслю», то есть я становлюсь автором мысли, если отдаюсь этой конкретной ситуации полностью, включая в нее все свои знания и умения. Это мышление в ситуации (ситуативное мышление) началом имеет не некое утверждение самого мышления, а установление соответствия наших действий и мыслей с данной ситуацией и теми процессами, которые в ней представлены. На нечто подобное указывал Хайдеггер, говоря, что учиться мыслить «означает приводить наши дела и поступки в соответствие с тем, что приносит нам каждая встреча с существенным» [Хайдеггер 2007, 39]. Не является ли П-силлогизм А.В. Смирнова [Смирнов 2019а] формальным закреплением в логике cogito этого способа «учиться мыслить»?

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1611

Оценка читателей: голосов 0

1. Badiou, Alain (2004) Deleuze: УLa Clameur de l'EtreФ, Hachette, Paris (Russian Translation 2004).

2. Konev, Vladimir A. (2016) УTwo Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The First Part)Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2016), pp. 37?47 (In Russian).

3. Konev, Vladimir A. (2017) УTwo Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The Second Part)Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 8 (2017), pp. 80Ц88 (In Russian).

4. Lektorsky, Vladislav A. (2019) СCommentary to the Article УIs a Process-Based Logic Possible?ФТ, Voprosy Filosofii. Vol. 2 (2019), pp. 18Ц21 (In Russian).

5. Mikhailov, Igor F. (2017) УTowards the Shared Ontology of Cognitive and Social SciencesФ, Philosophy of Science and Technology, 2017, vol. 22, No 2, pp. 103Ц119 (In Russian).

6. Mikhailov, Igor F. (2019) УCan People Think Differently?Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 27Ц34 (In Russian).

7. Solondaev, Vladimir K. (2019) УPsychological Aspects of the Logic of ProcessФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 41Ц47 (In Russian).

8. Smirnov, Andrey V. (2001) Logic of Sense. Theory and Its Application in the Analysis of Classical Arabic Philosophy and Culture. M.: Jasyki slavТanskoj kultury, 2001 (In Russian).

9. Smirnov, Andrey V. (2015) Mind. Logics. Language. Culture. Sence. M .: Languages of Slavic culture. 2015. (In Russian).

10. Smirnov, Andrej V. (2019) УIs a process-based logic possible?Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 5Ц17 (In Russian).

11. Smirnov, Andrej V. (2019) УMind is a Capacity to Develop an Epistemic ChainФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 48Ц60. (in Russian).

12. Shalack, Vladimir I. (2019) УThe logic of the ProcessesФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 35Ц40. (In Russian).

13. Vasilyev, Vadim V. (2019) УArabic Syllogism and Unity of Reason: Remarks on Andrey V. SmirovТs PaperФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 22Ц26. (In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх