Событие: современные подходы к формированию понятия

 
Код статьиS004287440005332-0-1
DOI10.31857/S004287440005332-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИФ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, Кутузовский просп, 41
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №6
Страницы40-49
Аннотация

Понятие события в современном обществоведении является важнейшим элементом анализа социально-исторических процессов, связанных с временным характером человеческого бытия, восприятием смысла прошлого и его связи с настоящим и будущим. Понятие события представляет собой тот инструмент, с помощью которого обществоведы интерпретируют критические как для индивида, так и для общества в целом процессы, одновременно разрывающие ткань социальности и обновляющие ее. В статье выявляются современные направления концептуализации события, выделяются наиболее важные и авторитетные подходы, представленные в историографии и философии и используемые представителями других ветвей социогуманитарного знания. Показано, что эти подходы имеют место, с одной стороны, в историографии, а с другой – в феноменологии, каждая из которых предлагает свой вариант определения понятия. Выдвигается предположение, что путь к дальнейшему развитию понятия события лежит в объединении усилий историографии и феноменологии, включающем событие в общий контекст историчности и темпоральности. Это позволяет учитывать такую важнейшую сущностную характеристику события как разрыва в ткани исторической длительности, открывающего поле новых возможностей, нового опыта, не забывая и о сложных отношениях между событием и традицией как еще одной формы существования общественно-исторического опыта. 

Ключевые словасобытие, событийность, смысл, историчность, традиция, историография, феноменология
Получено31.05.2019
Дата публикации11.06.2019
Кол-во символов31832
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Понятие события в современном обществоведении – как западном, так и отечественном – превращается в важнейший элемент анализа социально-исторических и политических процессов, связанных с временностью человеческого бытия, с историей. Событие представляет собой своего рода концентрированное отношение человека к времени и обществу. Сквозь призму события мы воспринимаем смысл прошлого и его связь с настоящим и будущим. Жизнь человеческих сообществ, групп, отдельных индивидов – не линейный процесс, не знающий разрывов и внутренних кардинальных изменений. Событие и является местом разрыва, в котором история меняет свой смысл, – внезапно распахивающимся в еще не изведанное окном; событие порывает с устойчивостью, разрушает видимую стабильность и правильность; оно может предстать прорывом в будущее или, напротив, вторжением прошлого, отрицаемого или подавляемого. В событии можно увидеть «чудо», рождение новой истины, одновременно уникальной и всеобщей, поднимающей нас к высшей точке нашего существования, а можно, – и разрушающий или травматизирующий фактор (см., например [Badiou 1988]).
2 Таким образом, понятие события представляет собой тот инструмент, с помощью которого ученые самых различных сфер – философы и историки, социологи и экономисты, политологи и психологи, т.е. все те, чьей специальностью является анализ современного общества, – интерпретируют критические как для индивида, так и для общества в целом процессы, одновременно разрывающие ткань социальности и обновляющие ее. Они пытаются выяснить, как можно управлять потрясениями, сметающими все реперные точки и опрокидывающими устоявшиеся смыслы, как формируется связь между непосредственным опытом разрыва и тем следом, который он оставляет в истории; как разрешить коллизии, обусловленные конфликтом противоречивых интерпретаций, связанных с событием.
3 Не претендуя на полноту ответов на названные вопросы или даже на простое перечисление всех аспектов проблемы событийности, мы в данной статье ограничимся лишь попыткой выявить современные направления концептуализации события, рассмотрев прежде всего наиболее важные и авторитетные подходы, представленные в историографии и философии и лишь затем используемые представителями других ветвей социогуманитарного знания. Такой ракурс исследования объясняется в первую очередь тем, что понятие события изначально, еще в XIX веке, формируется в исторической науке как особая позитивистская реакция на гегелевски ориентированную философию истории. И в этом контексте «событие» обозначает просто примечательный факт, являющийся предметом истории. Осмысление и современная критическая рефлексия понятия события восходит именно к проблемам эпистемологического плана, возникающим в рамках историографии, и теснейшим образом связанным с неприятием такого упрощенного понимания, равно как и историософского детерминизма в его гегелевском или марксистском вариантах.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 2168

Оценка читателей: голосов 0

1. Arendt, Hannah (1953) web, УUnderstanding and PoliticsФ, Partisan Review, Vol. XX (4), pp.377Ц392 (http://www.bu.edu/partisanreview/books/PR1953V20N4/HTML/files/assets/basic-html/index.html#388).

2. Badiou, Alain (1988) LТetre et lТevenement, Edition du Seuil, Paris.

3. Derrida, Jacques, Habermas, Jurgen (2004) Le Concept du 11 septembre, Dialogues a New York (octobre-decembre 2001), Presentes et commentes par Giovanna Borradori, Galilee, Paris.

4. Duby, Georges (1973) Le dimanche de Bouvines, 27 juillet 1214. Gallimard, Paris.

5. Certeau, Michel de (1974) УLТOperation historiqueФ, Faire lТHistoire, T. 1., Le Goff, Jacques, Nora, Pierre (ed.), Gallimard, Paris, pp.19-68.

6. Labrousse, Ernest (1944) La Crise de l'economie francaise a la fin de l'Ancien Regime et au debut de la Revolution, PUF, Paris.

7. Nora, Pierre (1972) УLТevenement-monstreФ, Communications, Vol. 18, pp. 162Ц172.

8. Mead, George H. (2002) web, The Philosophy of the Present, Amadeus Books, NewYork (https://brocku.ca/MeadProject/Mead/pubs2/philpres/Mead_1932_01.html).

9. Pilyugina, Elena V. (2014) web, УThe Nature of the Phenomenon СEventТ in the Prism of the Concept of Gilles DeleuzeФ, Studia Humanitas. International Scientific Research Journal, Vol. 4 (http://st-hum.ru/content/pilyugina-ev-priroda-fenomena-sobytie-v-prizme-koncepcii-zhilya-deleza) (in Russian).

10. Pomian, Krzysztof (1984) LТOrdre du Temps. Gallimard, Paris.

11. Ric?ur, Paul (1992) web, УLe Retour de lТevenementФ, Melanges de lТEcole francaise de Rome. Italie et Mediteranee, Vol. 104 (1), pp. 29Ц35 (https://www.persee.fr/doc/mefr_1123-9891_1992_num_104_1_4195).

12. Simiand, Francois (1960) web, УMethode historique et science socialeФ, Annales, Vol. 1, pp. 83Ц119 (https://www.persee.fr/doc/ahess_0395-2649_1960_num_15_1_421747).

13. Voronina, Natalyia Yu. (2013) УThe Concept of СEventsТ in M. Mamardashvili and J. Deleuze, Philosophy: in search of ontology: 2003, Voronina Natalyia Yu (ed.), Izdatelstvo Samarskoi gumanitarnoi akademii, Samara, pp. 3Ц33 (in Russian).

14. Zarader, Madelene (2004) УEvenement entre phenomenology et histoireФ, Tijdschrift voor Filosofie, Vol. 2, pp. 287Ц321.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх