Становление жанра госпел в творчестве Т.Э. Дорси (к 120-летию композитора)

 
Код статьиS032120680004912-7-1
DOI10.31857/S032120680004912-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Российский государственный социальный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 5
Страницы68-84
Аннотация

Важнейшие темы и образы, а также стилевые черты традиционной негритянской религиозной музыки отразились в госпеле – жанре народной, а позднее и авторской песни афроамериканцев, начавшей своё развитие в афроамериканской церковной среде в середине XIX века и продолжившей традицию спиричуэла. В XIX веке госпел представлял собой авторские сочинения по мотивам духовных гимнов, написанных специально для богослужений или религиозных собраний. В госпеле были запечатлены духовно-нравственные ценности и идеалы этноса, его самосознание, характер, стереотипы поведения, передаваемые от поколения к поколению. Свою индивидуальность жанр приобрёл в первой половине ХХ столетия, и главная заслуга в этом принадлежит Т.Э. Дорси – композитору, в творчестве которого сформировался этот важнейший жанр афроамериканской музыки, вошедший в мировую музыкальную сокровищницу. Госпел до сих пор играет важнейшую роль в церковной и бытовой музыке афроамериканцев и служит музыкальным символом их этнокультуры. Этот жанр представляет один из наиболее значительных глубинных пластов культуры негритянской общины, служит важнейшей составляющей мультинациональной культуры США и основой формирования самосознания афроамериканцев, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. При этом посредством госпела сохраняется и развивается традиционная афроамериканская музыка и транслируются духовные ценности народа в современное социокультурное пространство. Вклад Т. Дорси значим не только потому, что он создал классические образцы госпела, но и он вызвал общенациональный и общемировой интерес к афроамериканской фольклорной музыке и изменил культурную и социальную политику США в отношении к художественному наследию чернокожих американцев. Их творческие достижения, включая блюз, спиричуэл, госпел и джаз, ныне являются «визитной карточкой» Америки и делают эту страну лидером мировой музыкальной сцены.

Ключевые словагоспел, Томас Эндрю Дорси, афроамериканский фольклор, духовные песнопения, Евангелие, этнокультура, США
Получено29.04.2019
Дата публикации07.05.2019
Кол-во символов32461
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

В 2019 г. в США отмечается 120-летие со дня рождения Томаса Эндрю Дорси (1899–1993гг.) – крупнейшего автора и исполнителя госпела (англ. Gospel – Евангелие), в творчестве которого сформировался этот важный жанр афроамериканской музыки, вошедший в мировую музыкальную сокровищницу. Термин «госпел» утвердился в 1921 г. «после проведения Национальной баптистской конвенции и издания признанного церковью сборника песнопений "Жемчужины Евангелия"» [Jackson J.A., 2004: 64]. Госпел стал связующим звеном между народной песенной и современной эстрадной культурой афроамериканцев: он соединил в себе черты спиричуэла, блюза, джаза и при этом лёг в основу соула и других стилей афроамериканской музыки. До сих пор госпел играет важнейшую роль в церковной и бытовой музыке афроамериканцев и служит музыкальным символом их этнокультуры.

2 В первой половине ХХ столетия госпел стал жанром популярной музыки, отчасти утратив свою связь с религиозной тематикой. Активное развитие этого жанра было вызвано множеством внешних факторов, таких как переселение бывших негров-рабов из сельской местности в города, а вместе с этим желание окунуться в звуки города, его песни и танцы, забыть о прошлом и веселиться под звуки джаза, регтайма, блюза. Неграм был нужен новый жанр духовной музыки, напоминающий старый добрый спиричуэл, но в то же время зажигательный и весёлый. Примечательно, что госпел – жанр не только афроамериканской музыки. Существует так называемый «белый госпел» – жанр сугубо религиозной музыки, известный с конца XIX века и сложившийся в соединении народных мелодий и христианских гимнов англоамериканцев. Со временем белый госпел занял свою нишу на рынке музыкально-песенной индустрии. Одним из первых успешных коллективов, исполнявших белый госпел, была Семья Картеров, чьи пластинки в 1920–1930-е годы пользовались большой популярностью среди любителей музыки кантри.
3 Начало ХХ столетия в музыкальной культуре афроамериканцев было ознаменовано так называемым «Чёрным Ренессансом» – кульминационным развитием музыкальной и иных видов искусства афроамериканцев. Оно было обусловлено в том числе и широким распространением таких жанров негритянской духовной музыки, как спиричуэл и госпел. Кроме того, афроамериканцы к началу века обрели некоторую свободу в области гражданских прав, волеизъявления, определения своего жизненного пути, организации социокультурной деятельности. В этот период были изданы сборники Т. Феннера «Народные религиозные песни негров» [Fenner T.P., 1909], Дж.У. Уорка [Work J.W., 1915], Дж.У. и Дж.Р. Джонсонов «Книги американских негритянских спиричуэлов» [Johnson J.W., Johnson J.R., 1926], содержащие более 120 духовных гимнов афроамериканцев, а также сборник Р. Детта «Религиозные народные песни негров» [Dett R.N., 1927]. В этих книгах есть разделы, посвящённые стилистическим особенностям музыки и текста негритянских религиозных песен, а также мировоззренческим взглядам «негритянских бардов» (этот термин был введён Джонсонами). Немного позже, в 1940 г., исследователь афроамериканского фольклора Дж. Уорк опубликовал сборник «Песни американских негров» [Work J.W., 1940], состоящий уже из 230 песнопений, сопровождаемых аналитическими комментариями, касающимися основных жанровых черт традиционной афроамериканской музыки.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1167

Оценка читателей: голосов 0

1. Конен В. 1977. Пути американской музыки. Очерки по музыкальной культуре США. М.: Музыка. 525 с.

2. Озеров В. 1987. Комментарии // Сарджент У. Джаз: Генезис, музыкальный язык, эстетика. М.: Музыка. С. 218–264.

3. Переверзева М.В. 2017. Традиционная музыка США: историческая и жанровая панорама. Музыкальная академия. № 2. С. 89–95.

4. Chase G. 1992. America’s Music: From the Pilgrims to the Present. New York: University of Illinois Press.,744 р.

5. Dett R.N. Religious Folk-Songs of the Negro as Sung at Hampton Institute. New York: Hampton Institute and G. Schirmer, 1927. 288 р.

6. Fenner T.P. 1909. Religious Folk Songs of the Negro. New York: Hampton Institute, 196 р.

7. Forcucci S.L. 1984. Folk Song History of America. America Through Its Songs. Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 260 p.

8. Jackson J.A. 2004. Singing in My Soul: Black Gospel Music in a Secular Age. New York: Jerma A. Jackson Publishing. 193 p.

9. Johnson J.W., Johnson J.R. 1926. The Books of American Negro Spirituals. New York: The Viking Press. 187 p.

10. Kingman D. 1978. American music: panorama.

11. New York: Schirmer Books. 198 p.

12. Lomax A. 1975. The Folk Songs of North America. New York: Dolphin Books Edition. 623 p.

13. McKim L., Allen W., Ware C. 1867. Slave songs of the United States. New York: A. Simpson & Co, 115 p.

14. Nettl B. 1986. Folk Music the New Grove Dictionary of American Music / Ed. by H. W. Hitchcock and S. Sadie. V. 2. London; New York: Macmillan. P. 147–149.

15. Southern E. 1971. The Music of Black Americans. New York: W. W. Norton & Company. 704 p.

16. Traditional American Folk Songs from the Ann and Frank Warner Collection. Ed. by A. Warner. Syracuse: Syracuse University Press, 1984. 501 p.

17. Work J. W. 1940. American Negro Songs. New York: Dover Publications, 272 p.

18. Work J. W. 1915 Folk Song of the American Negro. Nashville: Press of Fisk University, 144 p.

19. Waterman R. 1948. Hot Rhythm in Negro music. Journal of American Musicological Society. Vol. 1. No. 1 (Spring). P. 24–37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх