Внутрирегиональная миграция трудовых ресурсов в Юго-Восточной Азии

 
Код статьиS013122270009016-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-111-119
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы111-119
Аннотация

Проблема внутрирегиональной миграции трудовых ресурсов в странах Юго-Восточной Азии анализируется в контексте проводимой ими миграционной политики. Оцениваются возможности повышения эффективности управления миграционными процессами для максимизации выгод и минимизации потерь.

Ключевые словаЮго-Восточная Азия, трудовые эмигранты, миграционная политика, нелегальная рабочая сила, торговля людьми
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов33926
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Страны Юго-Восточной Азии с населением более 600 млн человек – суммарно седьмая экономика мира. Региональный рынок рабочей силы по численности уступает только Китаю и Индии. Его развитию и интеграции в значительной степени способствует перемещение рабочей силы в пределах региона. Поток внутрирегиональных мигрантов стал расти с 90-х годов, отражая диспропорции в распределении рабочей силы между странами региона и наличие между ними существенных различий по доходам населения, заработной плате и конкурентоспособности, условиям труда и возможностям трудоустройства. Число трудовых эмигрантов возросло в три раза с 1990 по 2015 г. и составило 10.2 млн человек, из которых 70% – 6.8 млн – нашли себе работу в самом регионе [1, p. 2].
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3 Позитивные результаты трудовой миграции неоспоримы как для стран – импортеров, так и экспортеров рабочей силы. Первые, к которым относятся Таиланд, Малайзия и Сингапур (они принимают 96% мигрантов из других стран ЮВА)1, за счет привлечения иностранных работников покрывают недостаток в рабочей силе на своем рынке труда, прежде всего в трудоемких отраслях экономики, таких как сельское и рыбное хозяйство, строительство, а также в сфере услуг2. В Малайзии на долю иностранцев приходится 20–30% рабочей силы. По оценкам МБРР, повышение числа неквалицифицированных трудовых мигрантов на 10% сопровождается ростом ВНП на 1.1%. Низкая стоимость их труда способствует снижению производственных затрат и цен на внутреннем рынке и увеличению объема продукции на экспорт. Каждые десять вновь прибывших в страну иностранных работников создают дополнительно пять новых рабочих мест для самих малазийцев [2]. 1. В Таиланде работают 55% эмигрантов из ЮВА (3.8 млн, главным образом из стран Индокитая), в Малайзии – 22% (1.5 млн, в основном из Индонезии), в Сингапуре – 19% (1.3 млн).

2. В Таиланде к 2020 г. дефицит на рынке труда составит 4.7 млн работников.
4 Вклад иностранной рабочей силы в ВНП Таиланда, по данным ОЭСР и МОТ на 2017 г., оценивался в 4.3–6.6% (без учета нелегалов). Доля трудовых мигрантов на национальном рынке труда составляет около 10%, но в ряде отраслей, таких как рыбное хозяйство и строительство, доходит до 80% [3, p. 141]. Как и в других странах – импортерах рабочей силы, иностранцы играют важную роль в сохранении конкурентных преимуществ экономики.
5 Стабильному спросу на зарубежные кадры способствуют старение населения, улучшение его материального положения и повышение уровня образования в условиях экономического роста и низкой безработицы. Мигранты, как правило, занимаются теми видами труда, которые оцениваются местными жителями как непрестижные и низкооплачиваемые. Неудивительно поэтому, что основная масса мигрантов из соседних стран – это полуквалифицированная и неквалифицированная рабочая сила. На долю квалифицированных приходится только 10.2% приехавших в Малайзию мигрантов, в Таиланде – 3.1%. К квалифицированным относятся только 10% приехавших в Малайзию мигрантов, в Таиланд – 3%.
6 Основные поставщики иностранной рабочей силы в регионе – Лаос, Камбоджа, Мьянма, Индонезия и в меньшей мере Вьетнам. Хотя в последние годы экономический рост в Индокитае ускорился, первые три из названных стран по-прежнему относятся к 50 наименее развитым в мире. Бедность, обезземеливание, безработица, высокие показатели задолженности домашних хозяйств – основные причины трудовой эмиграции сельских жителей и представителей этнических меньшинств. В этих странах вследствие высокого прироста населения и его омоложения возникла избыточная рабочая сила. Ее экономическому вытеснению способствует также увеличение спроса на труд со стороны богатых стран региона. Поиски работы в другой стране, где выше заработная плата, – это способ решения многих жизненных проблем. Мигрант из Камбоджи может заработать в три раза больше в Таиланде, чем у себя на родине.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1092

Оценка читателей: голосов 0

1. Testaverde M., Moroz H., Hollweg C.H., Schmillen A. Migrating to Opportunity. Overcoming Barriers to Labor Mobility in Southeast Asia. Washington, The World Bank Group, 2017. 312 p.

2. Shetty S., Testaverde M. Southeast Asia Needs Better Labor Migration Policies. Improving Worker Mobility Benefits Migrants and Raises Growth. The Nikkei Asian Review, 22.03.2018.

3. Harkins B., ed. Thailand Migration Report 2019. Bangkok, United Nations Thematic Working Group on Migration in Thailand, 2019. 195 p.

4. Roughneen S. ASEAN Migrant Remittances Equal to Myanmar GDP. Labor Mobility a Financial Lifeline for Poorer Regions. The Nikkei Asian Review, 09.10.2017.

5. Roughneen S. Prospects Fade for ASEAN Migrant Worker Deal. New Arrests, Penalties Suggest Region's Governments in No Mood to Compromise. The Nikkei Asian Review, 22.07.2017.

6. Indonesia’s Global Worker: Juggling Opportunities and Risks. Jakarta, The World Bank Office, 2017. 182 p.

7. Ko Ko Si Thu. Myth and Reality in Irregular Migration from Myanmar. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/41340151.pdf (accessed 05.08.2019).

8. Regional Informal Workshop on “Labor Migration in Southeast Asia: What Role for Parliaments?” Available at: http://asianparliamentarians.mfasia.org/wp-content/uploads/2011/08/2007-parliamentarians-and-migration.pdf (accessed 05.08.2019).

9. Migrant Smuggling in Asia. Current Trends and Related Challenges. Bangkok, UNODC, April 2015. 320 p.

10. Transnational Organized Crime in East Asia and the Pacific. A Threat Assessment. Bangkok, UNODC, April 2013. 173 p.

11. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Пособие для специалистов в сфере уголовного правосудия по борьбе с торговлей людьми. Модуль 1. Нью-Йорк, ООН, 2010. 25 с. [Upravlenie Organizatsii Ob"edinennykh Natsii po narkotikam i prestupnosti. Posobie dlya spetsialistov v sfere ugolovnogo pravosudiya po bor'be s torgovlei lyud'mi. Modul' 1 [A Guide for Professionals in the Field of Criminal Justice Responses to Trafficking. Module 1]. New York, UN, 2010. 25 p.]

12. Gong L. Comprehensively Tackling on Persons. RSIS Non-Traditional Security (NTS) Year in Review 2014. Singapore, RSIS, 2014, pp. 26-29.

13. Sold to the Sea. Human Trafficking in Thai Fishing. The Environmental Justice Foundation. United Kingdom. 2013. Available at: http://un-act.org/publication/view/sold-sea-human-trafficking-thailands-fishing-industry/ (accessed 05.08.2019).

14. Рогожина Н.Г. Проблемы внутрирегиональной миграции трудовых ресурсов в Юго-Восточной Азии. Страны Юго-Восточной Азии: традиции и современность (история, политика, экономика, культура). Бектимирова Н.Н., Липилина И.Н., ред. (электронное издание сетевого распространения). Москва, КДУ, Добросвет, 2018. [Rogozhina N.G.. Problemy vnutriregional'noi migratsii trudovykh resursov v Yugo-Vostochnoi Azii [Problems of Intraregional Labour Migration in South-East Asia]. Strany Yugo-Vostochnoi Azii: traditsii i sovremennost' (istoriya, politika, ekonomika, kul'tura) [Southeast Asian Countries: Traditions and Modernity (History, Politics, Economy, Culture)]. Moscow, KDU, Dobrosvet 2018.] Available at: https://bookonlime.ru/system/files/node/lecture/12-.pdf (accessed 05.08.2019).

15. Low Choo Chin. The Unmaking of Irregular Migration in Malaysia. A Strategy of Attrition through Enforcement. Journal of Current Southeast Asian Affairs, 2017, vol. 36, no. 2, pp. 101-136.

16. Nakano T., Ono Yu. Migrant Crackdowns Hit ASEAN's Labor Flow. The Nikkei Asian Review, 01.03.2018.

17. Bylander M., Reid G. Criminalizing Irregular Migrant Labor: Thailand’s Crackdown in Context. Migration Policy Institute, October 11, 2017. Available at: https://www.migrationpolicy.org/article/criminalizing-irregular-migrant-labor-thailands-crackdown-context (accessed 05.08.2019).

18. Bylander M. Is Regular Migration Safer Migration? Insights from Thailand. Journal on Migration and Human Security, 2019, vol. 7, no. 1, pp.1-18.

19. Rights Abuses and Forced Labor in Thailand’s Fishing Industry. Human Rights Watch. 23.01.2018. Available at: https://www.hrw.org/report/2018/01/23/hidden-chains/rights-abuses-and-forced-labor-thailands-fishing-industry (accessed 05.08.2019).

20. Managing Migration Better Can Help Boost Welfare and Growth in ASEAN. World Bank, 09.10.2017. Available at: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2017/10/09/managing-migration-better-can-help-boost-welfare-and-growth-in-asean-world-bank (accessed 05.08.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх