Философия света Иоганна Готлиба Фихте

 
Код статьиS004287440005326-3-1
DOI10.31857/S004287440005326-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы159-172
Аннотация

Cтатья Гельмута Гирндта является новой интерпретацией принципов фихтевской философии и ее ключевых понятий – «Я», «знание», «Абсолют» и др. Эта новая интерпретация возникает в результате сближения философии Фихте и Платона на основе понятия света как духовного единства всего знания. Как и Платон, Фихте искал источник знания в непосредственной интуиции света, в его зримом источнике. Так, в Наукоучении 1794 г. фихтевский первопринцип «Я» есть именно духовный свет, в котором является все познанное. В более поздних вариантах наукоучения тема света получает дальнейшее развитие применительно к проблеме Абсолютного знания в контексте поиска единства всей системы знания. Для того чтобы обосновать единство знания, наукоучение должно было преодолеть все те точки зрения, в основе которых лежит любого рода двойственность. Согласно Фихте, абсолютное единство может быть описано только как внепонятийное, дорефлексивное слияние всех различий, как абсолютное бытие, как светоносный Singulum, как «Одно» бытия и жизни, тотально замкнутое в себе. Этим ходом Фихте оказался обязан также Платону. В статье рассматриваются сложные отношения интуитивного дорефлексивного знания, имеющего светоносный характер, и знания, возникающего в последующей рефлексии.

Статья подготовлена на основе доклада, сделанного Г.Гирндтом в 2015 году перед студентами философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Перевод статьи осуществлен Н.В. Громыко. Там, где это было возможно, использованы уже имеющиеся переводы на русский язык произведений Фихте и Канта; отсылки к соответствующим местам помещены в квадратных скобках стазу после отсылок к немецкоязычным изданиям.

Ключевые словаИ.Г. Фихте, И. Кант, трансцендетальная философия, Я, Абсолютное Я, наукоучение, свет, интуиция, знание
Получено30.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов44871
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Учение Фихте о Я

2 Помните ли вы речь Сократа, произнесенную им в свою защиту? В ней он говорит об изречении дельфийского оракула, будто бы он, Сократ, является самым мудрым из афинян. И Сократ признается перед лицом своих сограждан, что, испытывая себя и других, дабы понять слова оракула, он пришел к одному-единственному выводу: его мудрость состоит в том, что, в отличие от остальных, он точно знает, что ничего не знает. А еще вы, возможно, помните также изречение, которое было написано на фронтоне святилища в Дельфах: «Познай самого себя!» и которым тот же Сократ руководствовался всю жизнь. Таким образом, самопознание и мудрость, как явствует из речей Сократа, идут рука об руку. А кому было посвящено святилище в Дельфах? Аполлону, Богу Света, имя которого, согласно Плотину, означает «Не-многое» (Ἀ-πόλλων).
3 Свет, а точнее – свет Бога и Духа является также центральной темой философии Иоганна Готтлиба Фихте. Он родился в 1762 году в бедной семье и, хотя умер достаточно рано, в 1814 году, успел сделать блистательную карьеру, получив известность и став профессором новообразованного Берлинского университета. Современник Канта, он увлекся трансцендентальной философией и, находясь под ее глубоким воздействием, посвятил дальнейшую жизнь изучению и завершению кантовского наследия. Великий философ оставил нерешенными несколько серьезных проблем, среди них, в частности, – проблему единства познающего разума. Как вы помните, Кант написал важные не только для своего времени, но и на все времена значимые философские «Критики» – «Критику чистого разума» и «Критику практического разума». В «Критике чистого разума» он раскрыл тему объективности познания и его соотношения с познающей субъективностью, а в «Критике практического разума» – соотношения свободы и морали и связанного с ним соотношения реального и идеального. Но поскольку разум един (является одним и только одним), то неизбежно возник вопрос и о едином предмете обеих «Критик», а точнее, вопрос о том, как философски связать друг с другом теоретический и практический разум. Кант осознавал эту проблему и стремился создать всеобъемлющую систему разума, но, несмотря на попытку, осуществленную в его третей «Критике» – «Критике способности суждения», – оставил проблему до конца не решенной. Еще за пять лет до своей смерти он сетует: «Вообразите, каково мне при довольно сносном состоянии здоровья быть чуть ли не в параличе как раз в умственных своих занятиях: представлять себе полное завершение своего замысла по отношению к философии в целом (касаясь как целей, так и средств) и видеть, что все это еще не закончено, несмотря на то что я уверен в выполнимости этой задачи — в сравнении с этим танталовы муки кажутся менее безнадежными». (Brief an Christian Garve, Sept. 1798) [Kant 1922, 257; Кант 1980, 616]. Всеобъемлющая система разума, к которой Кант стремился, фактически так никогда и не была завершена.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1955

Оценка читателей: голосов 0

1. Girndt, Helmut (1965) Die Differenz des Fichteschen und Hegelschen Systems in der Hegelschen Differenschrift, Bonn.

2. Hosle, Vittorio (1988) Hegels System. Der Idealismus der Subjektivitat und das Problem der Intersubjektivitat, 2 Bde, Hamburg.

3. Janke, Wolfgang (2009) Die dreifache Vollendung der Deutschen Idealismus. Schelling, Hegel und Fichtes ungeschriebene Lehre (Fichte Studien Supplementa, bd. 22), Rodopi, Amsterdam, New York.

4. Kroner, Richard (1961) Von Kant zu Hegel (1921Ц1924), 2. Auflage, Tubingen.

5. Laut, Reinhard (1987) Hegel vor der Wissenschaftslehre, Mainz.

6. Moisisch, Burkhart (1997) УСDieses IchТ: Meister Eckharts Ich-Konzeption. Das Licht der VernunftФ, Die Anfange der Aufklarung im Mittelalter, hg. Kurt Flasch, Udo Reinhold, Munchen.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх