Revolution, evolution and dialogue of cultures

 
PIIS004287440005071-3-1
DOI10.31857/S004287440005071-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Referent im Ministerium für Integration des Landes Baden Württemberg (Stuttgart, Germany)
Address: Germany, Württemberg
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 5
Pages215-220
Abstract

     

Keywords
Received30.05.2019
Publication date07.06.2019
Number of characters27345
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Как отмечает Райнхарт Козеллек, понятие «революция» получает распространение в большинстве стран Европы в конце Средневековья – начале Нового времени (Koselleck, Reinhart. Patriotismus: Gründe und Grenzen eines neuzeitlichen Begriffs // Reinhart Koselleck: Begriffs-geschichten. Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache. Frankfurt a. M.: 2006. S. 240); в России это понятие появляется благодаря Великой французской революции. Русское самодержавие не без оснований увидело в идее революции прямую угрозу своему существованию, ибо она позволила его противникам не только самоорганизоваться, но и теоретически легитимировать свои притязания на власть. До этого момента самодержавию приходилось иметь дело лишь с «бунтами» и «заговорами», которые не нуждались в теоретическом обосновании насильственного покушения на власть. С появлением понятия «революция» ситуация, однако, изменилась кардинально. Причина этого лежала в том, что идея революции была тесно связана с теорией общественного прогресса. Последняя же исходила из необходимости и неизбежности революционных преобразований, которые включали в себя и смену власти. Теория прогресса позволила увидеть в революции не заговор, а историческую необходимость. Более того, она наполнила национальную историю России «революционным смыслом», позволив увидеть в ней «освободительный процесс», который неизбежно должен привести страну к революции. Без понятия «революция» мы не имели бы истории «освободительного движения». Однако «освободительная история» являлась поздним изобретением революционной власти, стремящейся к исторической легитимации. Реальной революции, таким образом, предшествовала революция общественного сознания.
2 Р. Козеллек открывает в понятии «революция» ещё одну существенную черту — он отождествляет революцию с метафорой устранения камня с могилы Христа (wegwälzen) (Ibid., s. 246). И действительно, «убрать камни» означает открыть путь к новому, справедливому и счастливому будущему. С другой стороны, «убрать камни» также означает восстановить «утраченную справедливость». Понятие «революция», таким образом, с необходимостью включает в себя и морально-этическую составляющую, которая является не только ее легитимирующей, но и конституирующей основой. С одной стороны, революция есть мощный, грубый и жестокий, сопровождаемый насилием, «ответ» человека на те условия жизни, в которых он не по своей воле оказался. С другой стороны, она есть символ светлого и справедливого будущего, к которому всеми силами стремился и стремится человек. Революция есть олицетворение «должного» (Sollendes), а не «сущего» (Seiendes). Причиной революции является отсутствие свободы, а ее целью — достижение последней. Однако революционное стремление к свободе часто сопровождается грубыми и инстинктивными чувствами, разрушительными действиями и убийствами. С точки зрения революционного преобразователя, революция есть не разрушение, а созидание. Точнее, в революции разрушение и созидание становятся одним неразделимым актом.

Number of purchasers: 4, views: 1258

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up