Революция, эволюция и диалог культур

 
Код статьиS004287440005071-3-1
DOI10.31857/S004287440005071-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Референт в министерстве интеграции земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт (Германия)
Адрес: Германия, Вюртемберг
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы215-220
Аннотация

    

Ключевые слова
Получено30.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов27345
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Как отмечает Райнхарт Козеллек, понятие «революция» получает распространение в большинстве стран Европы в конце Средневековья – начале Нового времени (Koselleck, Reinhart. Patriotismus: Gründe und Grenzen eines neuzeitlichen Begriffs // Reinhart Koselleck: Begriffs-geschichten. Studien zur Semantik und Pragmatik der politischen und sozialen Sprache. Frankfurt a. M.: 2006. S. 240); в России это понятие появляется благодаря Великой французской революции. Русское самодержавие не без оснований увидело в идее революции прямую угрозу своему существованию, ибо она позволила его противникам не только самоорганизоваться, но и теоретически легитимировать свои притязания на власть. До этого момента самодержавию приходилось иметь дело лишь с «бунтами» и «заговорами», которые не нуждались в теоретическом обосновании насильственного покушения на власть. С появлением понятия «революция» ситуация, однако, изменилась кардинально. Причина этого лежала в том, что идея революции была тесно связана с теорией общественного прогресса. Последняя же исходила из необходимости и неизбежности революционных преобразований, которые включали в себя и смену власти. Теория прогресса позволила увидеть в революции не заговор, а историческую необходимость. Более того, она наполнила национальную историю России «революционным смыслом», позволив увидеть в ней «освободительный процесс», который неизбежно должен привести страну к революции. Без понятия «революция» мы не имели бы истории «освободительного движения». Однако «освободительная история» являлась поздним изобретением революционной власти, стремящейся к исторической легитимации. Реальной революции, таким образом, предшествовала революция общественного сознания.
2 Р. Козеллек открывает в понятии «революция» ещё одну существенную черту — он отождествляет революцию с метафорой устранения камня с могилы Христа (wegwälzen) (Ibid., s. 246). И действительно, «убрать камни» означает открыть путь к новому, справедливому и счастливому будущему. С другой стороны, «убрать камни» также означает восстановить «утраченную справедливость». Понятие «революция», таким образом, с необходимостью включает в себя и морально-этическую составляющую, которая является не только ее легитимирующей, но и конституирующей основой. С одной стороны, революция есть мощный, грубый и жестокий, сопровождаемый насилием, «ответ» человека на те условия жизни, в которых он не по своей воле оказался. С другой стороны, она есть символ светлого и справедливого будущего, к которому всеми силами стремился и стремится человек. Революция есть олицетворение «должного» (Sollendes), а не «сущего» (Seiendes). Причиной революции является отсутствие свободы, а ее целью — достижение последней. Однако революционное стремление к свободе часто сопровождается грубыми и инстинктивными чувствами, разрушительными действиями и убийствами. С точки зрения революционного преобразователя, революция есть не разрушение, а созидание. Точнее, в революции разрушение и созидание становятся одним неразделимым актом.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1259

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх