On the Unsublated and the Unovercome (J.G. Fichte, H. Girndt and neofichteanism)

 
PIIS004287440005065-6-1
DOI10.31857/S004287440005065-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Advanced Studies. E.L. Schiffers
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 5
Pages148-152
Abstract

The article introduces the readers to the work of Helmut Girndt – the largest specialist in philosophy J.G. Fichte, one of the leading representatives of neofichteanism in Germany, who initiated in 1987 the creation of the International Fichte society, the author of a large number of fundamental studies on transcendental philosophy, a staunch supporter of it. The philosophy of Fichte, aimed at creating an activity-based theory of thinking and knowledge, is “not sublated” and “not overcome”, it is an independent program of the spiritual development of mankind, alternative to Hegel’s one, which is more relevant than ever today – this is the position of H. Girndt. Reference to the works of Girndt reveals the highly controversial, super-actual questions that make Fichte’s works truly interesting today, despite the diverse clichés that “kept out” the Science of Knowledge (Wissenschaftslehre) for thoughtful reading and understanding. Among such “open” questions are questions about whether a person is deified by thinking, what is the light, accompanying acts of intellectual contemplation and to what extent can Fichte’s Science of Knowledge be used as a methodological basis for comparative studies of different types of phenomenologies for building intercultural, inter-civilizational dialogue.

KeywordsG. Fichte, G.W.F. Hegel, H. Girndt, Science of Knowledge, transcendental philosophy, thinking, contemplation, light, hesychasm
Received30.05.2019
Publication date07.06.2019
Number of characters37500
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Профессор Гельмут Гирндт (род. 1934 г.) – один из ведущих представителей неофихтеанства в Германии, ученик Рейнгарда Лаута (1919 – 2007), положившего начало двум крупным культурным явлениям – Мюнхенской школе трансцендентальной философии [Громыко 1993; Громыко 1994], а также изданию Полного собрания сочинений И.Г. Фихте под эгидой Баварской академии наук.
2 Еще в 60-е гг., Г. Гирндт поставил перед собой задачу разобраться, насколько Гегель действительно «снял» Наукоучение Фихте. Результатом его исследований стала диссертация, которая была опубликована в 1965 г. в виде книги, озаглавленной «Differenz des Fichteschen und Hegelschen Systems in der Hegelschen Differenzschrift» («О различии фихтевской и гегелевской систем в гегелевской работе о “Различии [философских систем Фихте и Шеллинга]”») [Girndt 1965]. Как говорит сам Гельмут Гирндт в публикуемом ниже интервью, «...речь шла о первом критическом исследовании Гегеля с позиции трансцендентальной философии Фихте, в то время как принято было обратное – философию Фихте трактовать с позиции Гегеля, и в России она до сих пор трактуется именно так» (см. ниже. с. ??). «Мало того, что Гегель, – пишет Г. Гирндт, – не понял основания трансцендентальной философии, – его собственная философская позиция, отстаиваемая им тогда совместно с Шеллингом, оказалась полностью несостоятельна» (Там же). В диссертации Гирндта было убедительно показано, что Фихте еще в ранних работах, причем по всем пунктам, ответил на критику Гегеля, продемонстрировав ее несостоятельность. Поэтому следует признать, что Гегель нисколько не «преодолел», хотя и надолго «политически» оттеснил трансцендентальную философию Фихте – альтернативную гегелевской и обладавшую гораздо более мощным методологическим потенциалом.
3 Гельмут Гирндт – убежденный последователь трансцендентальной философии Фихте. Он активный организатор международных конгрессов, конференций и семинаров, которые проводит созданное им в 1987 г. по предложению Р. Лаута Международное фихтевское общество (Internationale Johann Gottlieb Fichte-Gesellschaft). Ряд лет Г. Гирндт был его председателем. Под его председательством в 2000 г. в Берлине был проведен и IV Международный конгресс Фихтевского общества, в котором приняли участие свыше ста исследователей Наукоучения из разных стран мира. Г. Гирндт является также основателем Fichte-Studien, издаваемого Фихтевским обществом (на основе материалов проведенных конференций и конгрессов издано уже 44 сборника).
4 Мне посчастливилось познакомиться с профессором Гирндтом в 2003 г. на Мюнхенском конгрессе Общества, а в 2005 г. он приехал в Москву и принял участие в Конгрессе памяти Н.Г. Алексеева («Институциональные практики мышления: когнитивные институты и эпистемические сообщества», Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, март 2005 г.), выступив с докладом «Есть ли выход из существования в “подполье” по Достоевскому?» (Is there any way out of Dostojewkij’s existence in the underground?). В сентябре 2015 г. Г. Гирндт по приглашению МГУ (и при моем участии) сделал два доклада на философском факультете – перед преподавателями и студентами. В июне 2016 г. он выступил с двумя докладами перед аналогичной аудиторией СПбУ, а в октябре 2017 г. в Санкт-Петербурге по его инициативе (на базе философского факультета СПбУ) был проведен Международный конгресс «Основные черты современной эпохи: история и современность с философской точки зрения». Так, стараниями Г. Гирндта продолжилось углубление философско-научных связей между Россией и Германией.

Number of purchasers: 2, views: 1709

Readers community rating: votes 0

1. Genisaretskii, Oleg I., Zilberman, David B. (2001) On the possibility of philosophy, Put, Moscow (in Russian).

2. Girndt, Helmut (1965) Differenz des Fichteschen und Hegelschen Systems in der Hegelschen Differenzschrift, H. Bouvier, Bonn.

3. Gromiko, Nina V. (1993) Munich school of transcendental philosophy: historic-philosophical studies, INION RAN, Moscow (in Russian).

4. Gromiko, Nina V. (1994) Munich school of transcendental philosophy: historic-philosophical studies, INION RAN, Moscow (in Russian).

5. Khorouji Serguei S. (2010) Diogenes’ Lantern, Institut Filosofii, Teologii i Istorii sv. Fomy, Moscow (in Russian).

6. Shiffers, Evgenii L. (2001) “The paragraphs of the philosophy of discipleship”, On the possibility of philosophy, Genisaretskii, Oleg I., Zilberman, David B., Put, Moscow, pp. 231–245 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up