О неснятом и непреодоленном (И.Г. Фихте, Г. Гирндт и неофихтеанство). Интервью Н.В. Громыко с Г. Гирндтом. Г. Гирндт – Философия света Иоганна Готлиба Фихте

 
Код статьиS004287440005065-6-1
DOI10.31857/S004287440005065-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы148-152
Аннотация

Статья знакомит читателей с творчеством Гельмута Гирндта – крупнейшего специалиста по философии И.Г. Фихте, одного из ведущих представителей неофихтеанства в Германии, инициировавшего в 1987 г. создание Международного фихтевского общества, автора большого числа фундаментальных исследований по трансцендентальной философии, убежденного ее приверженца. Философия Фихте, направленная на создание деятельностной теории мышления и знания, «не снята» и «не преодолена», она представляет собой самостоятельную, альтернативную гегелевской, программу духовного развития человечества, которая, как никогда, актуальна сегодня – такова вкратце позиция Г. Гирндта. Обращение к его работам позволяет выявить те остро-дискуссионные, сверхактуальные вопросы, которые делают Фихте по-настоящему интересным сегодня, несмотря на многообразные клише, «закрывшие» наукоучение для вдумчивого чтения и понимания. К числу таких вопросов можно отнести: возможно ли обожение человека через мышление, что такое свет, сопровождающий акты интеллектуального созерцания, насколько наукоучение Фихте может выступать методологической основой для компаративистских исследований разных типов феноменологий, для выстраивания межкультурного, межцивилизационного диалога.

Вниманию читателей автор статьи предлагает свое интервью с Г. Гирндтом (2017 г.), в котором тот реконструирует собственный путь в науке и разъясняет основные задачи современной трансцендентальной философии.

Ключевые словаИ.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Г. Гирндт, Наукоучение, трансцендентальная философия, мышление, созерцание, свет, исихазм
Получено30.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов37500
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Профессор Гельмут Гирндт (род. 1934 г.) – один из ведущих представителей неофихтеанства в Германии, ученик Рейнгарда Лаута (1919 – 2007), положившего начало двум крупным культурным явлениям – Мюнхенской школе трансцендентальной философии [Громыко 1993; Громыко 1994], а также изданию Полного собрания сочинений И.Г. Фихте под эгидой Баварской академии наук.
2 Еще в 60-е гг., Г. Гирндт поставил перед собой задачу разобраться, насколько Гегель действительно «снял» Наукоучение Фихте. Результатом его исследований стала диссертация, которая была опубликована в 1965 г. в виде книги, озаглавленной «Differenz des Fichteschen und Hegelschen Systems in der Hegelschen Differenzschrift» («О различии фихтевской и гегелевской систем в гегелевской работе о “Различии [философских систем Фихте и Шеллинга]”») [Girndt 1965]. Как говорит сам Гельмут Гирндт в публикуемом ниже интервью, «...речь шла о первом критическом исследовании Гегеля с позиции трансцендентальной философии Фихте, в то время как принято было обратное – философию Фихте трактовать с позиции Гегеля, и в России она до сих пор трактуется именно так» (см. ниже. с. ??). «Мало того, что Гегель, – пишет Г. Гирндт, – не понял основания трансцендентальной философии, – его собственная философская позиция, отстаиваемая им тогда совместно с Шеллингом, оказалась полностью несостоятельна» (Там же). В диссертации Гирндта было убедительно показано, что Фихте еще в ранних работах, причем по всем пунктам, ответил на критику Гегеля, продемонстрировав ее несостоятельность. Поэтому следует признать, что Гегель нисколько не «преодолел», хотя и надолго «политически» оттеснил трансцендентальную философию Фихте – альтернативную гегелевской и обладавшую гораздо более мощным методологическим потенциалом.
3 Гельмут Гирндт – убежденный последователь трансцендентальной философии Фихте. Он активный организатор международных конгрессов, конференций и семинаров, которые проводит созданное им в 1987 г. по предложению Р. Лаута Международное фихтевское общество (Internationale Johann Gottlieb Fichte-Gesellschaft). Ряд лет Г. Гирндт был его председателем. Под его председательством в 2000 г. в Берлине был проведен и IV Международный конгресс Фихтевского общества, в котором приняли участие свыше ста исследователей Наукоучения из разных стран мира. Г. Гирндт является также основателем Fichte-Studien, издаваемого Фихтевским обществом (на основе материалов проведенных конференций и конгрессов издано уже 44 сборника).
4 Мне посчастливилось познакомиться с профессором Гирндтом в 2003 г. на Мюнхенском конгрессе Общества, а в 2005 г. он приехал в Москву и принял участие в Конгрессе памяти Н.Г. Алексеева («Институциональные практики мышления: когнитивные институты и эпистемические сообщества», Институт опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, март 2005 г.), выступив с докладом «Есть ли выход из существования в “подполье” по Достоевскому?» (Is there any way out of Dostojewkij’s existence in the underground?). В сентябре 2015 г. Г. Гирндт по приглашению МГУ (и при моем участии) сделал два доклада на философском факультете – перед преподавателями и студентами. В июне 2016 г. он выступил с двумя докладами перед аналогичной аудиторией СПбУ, а в октябре 2017 г. в Санкт-Петербурге по его инициативе (на базе философского факультета СПбУ) был проведен Международный конгресс «Основные черты современной эпохи: история и современность с философской точки зрения». Так, стараниями Г. Гирндта продолжилось углубление философско-научных связей между Россией и Германией.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1710

Оценка читателей: голосов 0

1. Genisaretskii, Oleg I., Zilberman, David B. (2001) On the possibility of philosophy, Put, Moscow (in Russian).

2. Girndt, Helmut (1965) Differenz des Fichteschen und Hegelschen Systems in der Hegelschen Differenzschrift, H. Bouvier, Bonn.

3. Gromiko, Nina V. (1993) Munich school of transcendental philosophy: historic-philosophical studies, INION RAN, Moscow (in Russian).

4. Gromiko, Nina V. (1994) Munich school of transcendental philosophy: historic-philosophical studies, INION RAN, Moscow (in Russian).

5. Khorouji Serguei S. (2010) DiogenesТ Lantern, Institut Filosofii, Teologii i Istorii sv. Fomy, Moscow (in Russian).

6. Shiffers, Evgenii L. (2001) УThe paragraphs of the philosophy of discipleshipФ, On the possibility of philosophy, Genisaretskii, Oleg I., Zilberman, David B., Put, Moscow, pp. 231Ц245 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх