«Женское мастерство внутренней алхимии», изложенное в семи стихах Сунь Бу-эр

 
Код статьиS004287440004803-8-1
DOI10.31857/S004287440004803-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы138-152
Аннотация

Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Цюаньчжэнь. У истоков этого религиозного движения стояла наставница Сунь Бу-эр, основательница школы Чистоты и покоя (Цинцзин пай). В текстах, приписываемых ей, были изложены основы женской алхимической практики, которая является одним из самых интересных и малоизученных направлений даосизма в культуре современного Китая. В качестве источника был выбран сборник стихотворений «Женское мастерство внутренней алхимии» («Нюй гун нэй дань»), входящий в состав большого собрания поэтических текстов «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» («Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй»). На примере семи стихотворений анализируются этапы женского совершенствования, начиная с метода «обезглавливания Красного дракона» и заканчивая появлением в теле подвижницы бессмертного духа-шэнь, сравниваемого с цветком лотоса. В наставлениях делается акцент как на пестовании внутренней природы (син), так и жизненной силы (мин), что соответствует парадигме учения Цюаньчжэнь, ратовавшего за их одновременное совершенствование (шуан сю).

Ключевые словаКитай, даосизм, школа Цюаньчжэнь, даосская поэзия, женская алхимия, Сунь Бу-эр
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов46020
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В представленных ниже семи четверостишиях изложены основы даосских методов совершенствования для женщин, так называемой «женской алхимии» (女丹, нюй дань). С помощью этих методов даоски стремились не только к оздоровлению своего организма, но и к получению ранга небожительниц-сяней в Ином мире. Одной из таких женщин, которая в даосской традиции удостоилась почитания как бессмертная, была Сунь Бу-эр 孫不二 (1119–1182), принадлежавшая к числу Семи Совершенных (七真人, ци чжэнь жэнь) наставников школы Целостности и совершенства (全真, Цюаньчжэнь)1. Сунь Бу-эр считают основоположницей традиции «женской алхимии». Ей приписывают как прозаические, так и поэтические сочинения, посвященные женским практикам. Тем не менее, в классическом собрании даосских текстов «Даосский канон» (道藏, «Дао цзан»), основной корпус которого был составлен в XV в., отсутствуют ее произведения, так как формирование сочинений, посвященных «женской алхимии», происходит значительно позже – к концу эпохи Цин (1644–1911). 1. Подробно о жизни и духовном пути Сунь Бу-эр, а так же о других текстах, приписанных ей даосской традицией, см.: [Белая 2010; Белая 2016].
2 В состав современного издания «Даосских книги, не вошедших в канон» (藏外道書, «Цзан вай дао шу») входит сборник «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» (孫不二元君法語, «Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй»), дословно – «Уставные речи» (法語, фа юй). Это собрание включает два самостоятельных сочинения, каждое из которых содержит поэтические произведения, приписываемые Сунь Бу-эр. Первое из них – «Последовательность овладения мастерством женского Дао-Пути» (坤道功夫次第, «Кунь Дао гун фу цы ди») из четырнадцати пятисложных стихов [ЦВДШ 1992 X, 805–806]. Второе – «Женское мастерство внутренней алхимии» (女功內丹, Нюй гун нэй дань”) из семи семисложных стихов [Там же, 806].
3 Стихотворения Сунь Бу-эр, опубликованные в «Цзан вай дао шу», входили в различные собрания даосских текстов XIX–XX вв. Впервые под заглавием «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» (孫不二元君法語, «Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй») они были представлены в «Собрании важнейших сочинений из даосского канона» (道藏輯要 «Дао цзан цзи яо»), составленном Цзян Юй-пу 蔣予蒲 (1756–1819) около 1800 г. [ДЦЦЯ 1906, XVII; Pregadio 2011, 91]. Именно Цзян Юй-пу впервые называет Сунь Бу-эр автором этих поэм.
4 Стихотворения, вошедшие в «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр», мы также находим в книжном собрании Фу Цзинь-цюаня傅金銓 (1765–1845) «Важнейшее из методов золота и киновари для женщин» (女金丹法要, «Нюй цзинь дань фа яо»), изданном в 1813 г. В собрании Фу Цзинь-цюаня они представлены под названием «Последовательность овладения мастерством [женской алхимии по методу] Изначальной владычицы Сунь Бу-эр, отшельницы Чистоты и покоя» (清淨散人孫不二元君功夫次第, «Цин цзин сань жэнь Сунь Бу-эр юань цзюнь гун фу цы ди») [ЦВДШ 1992 XI, 537–539.]. Это сочинение начинается кратким рассказом о Сунь Бу-эр и включает пять «уставных» стихов (отсутствуют стихи под № 1 и 2 из нашего перевода) и четырнадцать поэм. В 1906 г. четырнадцать стихотворений Сунь Бу-эр были опубликованы в коллекции Хэ Лун-сяна 贺龍骧 «Собрание работ по женской алхимии» (女丹合編, «Нюй дань хэ бянь») под названием «Последовательность пути женского совершенствования» (女修程途, «Нюй сю чэн ту»)2. Еще позже даосский деятель Чэнь Ин-нин 陳櫻寧 (1880–1969) прокомментировал четырнадцать поэм Сунь Бу-эр для журналистки Люй Би-чэн 呂碧城. В 1934 г. он издал их отдельной книгой – «Комментарии к стихотворениям Сунь Бу-эр по женской алхимии» (孫不二女丹詩注, «Сунь Бу-эр нюй дань ши чжу») [Чэнь 1974; Чэнь 1989, 149–174]. Чэнь Ин-нин включил в книгу свой комментарий к четырнадцати поэмам и привел без комментариев семь поэм Сунь Бу-эр. 2. С кратким содержанием собрания из четырнадцати поэм Сунь Бу-эр под заглавием «Последовательность пути женского совершенствования» можно ознакомиться в нашей статье, посвященной «Собранию работ по женской алхимии» Хэ Лун-сяна [Белая 2016, 24].

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1873

Оценка читателей: голосов 0

1. Cleary, Tomas (1996) Immortal Sisters: Secret Teachings of Taoist Women, North Atlantic Books, Berkley. California.

2. Despeux, Catherine, Kohn, Livia. (2003) Women in Daoism, Three Pine Press, Cambridge.

3. Pregadio, Fabrizio (2011) Catalogue of the УDaozang JiyaoФ (??????) // URL: http://www.goldenelixirpress.com/files/Daozang_jiyao_Catalogue.pdf

4. Belaya, Irina V. (2010) УThe Biography of the Master Sun Bu-er in the Daoist TraditionФ, Voprosy KulТturologii, 2010, є1, pp. 28Ц32 (in Russian).

5. Belaya, Irina V. (2012) СУTen AdmonitionsФ of Ma Dan-yang as the Source of the Taoist History of the Quanzhen SchoolТ // RSUH/RGGU Bulletin. Series: Oriental and African Studies, 2012, є20 (100), pp. 249Ц259 (in Russian).

6. Belaya, Irina V. (2016) УTexts on the Taoist Alchemy for Women from He LongxiangТs Collection: an Attempt of Historical AnalysisФ, Humanities Research in the Russian Far East, 2016, є1 (35), 2016, pp. 14Ц27 (in Russian).

7. Riftin Boris L. (2007) УRuoshuiФ, The Spiritual Culture of China: Encyclopedia, Vol. II, Mythology and Religion, Vostochnaya Literatura, Moscow, p. 453 (in Russian).

8. Torchinov, Evgeniy A. (1998) Daoism: The Experience of the Historical-religious Descriptions. Lan', St. Petersburg (in Russian).

9. Filonov, Sergey V. (2011) Golden Scriptures and Jade Script: Taoist Written Sources of the 3-6th Centuries, St.Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, St. Petersburg (in Russian).

10. Chen, Ying-ning (1974) The Commentaries to the Poems of Sun Bu-er on the Female Alchemy, Zhen shan mei, Taipei (in Chinese).

11. Chen, Ying-ning (1989). Daoism and the Teaching about УThe Nourishing the LifeФ, (in Cinese), Huawen, Beijing (in Chinese).

12. Hachiya, Kunio (1998) Taoism in the Jin and Yuan Epoch: The Study of the Seven Perfect, Toyo bunka kenkyujo hokoku, Tokyo (in Japanese).

13. Ye, Yi-jing (2003) About Sun Bu-er, the Taoist Nun of the Quanzhen School and the Text УThe Teachings of the Primordial Lady Sun Bu-erФ, Diss., Chenggong University (in Chinese).

14. Zhang, Guang-bao (1993) The Study of the Notions of the Heart and Inner Nature within the Inner Alchemy of the Quanzhen Teachings in the Jin and Yuan Epochs, Wenjin, Taipei (in Chinese).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх