“Female Practice of the Internal Alchemy” in the Seven Poems of Sun Bu-er

 
PIIS004287440004803-8-1
DOI10.31857/S004287440004803-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages138-152
Abstract

The article is devoted to the problem of the female spiritual path in the Daoist Quanzhen School. At the beginningof this religious movement therewas Sun Bu-er, the founder of the School of Purity and Tranquility (Qingjing pai). In her works, there were laid the foundations of women’s alchemical practice (nü dan), which is one of the most interesting and poorly studied directions of Daoism in the culture of modern China. As a source was selected a collection of poems “Female Practice of Internal Alchemy” (Nü gong nei dan), which is a part of the collection of poetic works under her name “The Teaching Sayings of the Primordial Lady Sun Bu-er” (“Sun Bu-er yuan jun fa yu”), the stages of women’s perfection are analyzed in detail. On the example of seven poems, beginning with the method of “Decapitating the Red Dragon” and ending with the appearance of immortal spirit-shen in the body, compared with the lotus flower. In the precepts, the emphasis is placed on both the nurturing of the inner nature (xing) and the life force (ming), which lies in the paradigm of Quanzhen teachings, which has been advocated for their dualcultivation (shuang xiu).

KeywordsChina, Daoism, Quanzhen School, Daoism poetry, female alchemy, Sun Bu-er
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters46020
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В представленных ниже семи четверостишиях изложены основы даосских методов совершенствования для женщин, так называемой «женской алхимии» (女丹, нюй дань). С помощью этих методов даоски стремились не только к оздоровлению своего организма, но и к получению ранга небожительниц-сяней в Ином мире. Одной из таких женщин, которая в даосской традиции удостоилась почитания как бессмертная, была Сунь Бу-эр 孫不二 (1119–1182), принадлежавшая к числу Семи Совершенных (七真人, ци чжэнь жэнь) наставников школы Целостности и совершенства (全真, Цюаньчжэнь)1. Сунь Бу-эр считают основоположницей традиции «женской алхимии». Ей приписывают как прозаические, так и поэтические сочинения, посвященные женским практикам. Тем не менее, в классическом собрании даосских текстов «Даосский канон» (道藏, «Дао цзан»), основной корпус которого был составлен в XV в., отсутствуют ее произведения, так как формирование сочинений, посвященных «женской алхимии», происходит значительно позже – к концу эпохи Цин (1644–1911). 1. Подробно о жизни и духовном пути Сунь Бу-эр, а так же о других текстах, приписанных ей даосской традицией, см.: [Белая 2010; Белая 2016].
2 В состав современного издания «Даосских книги, не вошедших в канон» (藏外道書, «Цзан вай дао шу») входит сборник «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» (孫不二元君法語, «Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй»), дословно – «Уставные речи» (法語, фа юй). Это собрание включает два самостоятельных сочинения, каждое из которых содержит поэтические произведения, приписываемые Сунь Бу-эр. Первое из них – «Последовательность овладения мастерством женского Дао-Пути» (坤道功夫次第, «Кунь Дао гун фу цы ди») из четырнадцати пятисложных стихов [ЦВДШ 1992 X, 805–806]. Второе – «Женское мастерство внутренней алхимии» (女功內丹, Нюй гун нэй дань”) из семи семисложных стихов [Там же, 806].
3 Стихотворения Сунь Бу-эр, опубликованные в «Цзан вай дао шу», входили в различные собрания даосских текстов XIX–XX вв. Впервые под заглавием «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр» (孫不二元君法語, «Сунь Бу-эр юань цзюнь фа юй») они были представлены в «Собрании важнейших сочинений из даосского канона» (道藏輯要 «Дао цзан цзи яо»), составленном Цзян Юй-пу 蔣予蒲 (1756–1819) около 1800 г. [ДЦЦЯ 1906, XVII; Pregadio 2011, 91]. Именно Цзян Юй-пу впервые называет Сунь Бу-эр автором этих поэм.
4 Стихотворения, вошедшие в «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр», мы также находим в книжном собрании Фу Цзинь-цюаня傅金銓 (1765–1845) «Важнейшее из методов золота и киновари для женщин» (女金丹法要, «Нюй цзинь дань фа яо»), изданном в 1813 г. В собрании Фу Цзинь-цюаня они представлены под названием «Последовательность овладения мастерством [женской алхимии по методу] Изначальной владычицы Сунь Бу-эр, отшельницы Чистоты и покоя» (清淨散人孫不二元君功夫次第, «Цин цзин сань жэнь Сунь Бу-эр юань цзюнь гун фу цы ди») [ЦВДШ 1992 XI, 537–539.]. Это сочинение начинается кратким рассказом о Сунь Бу-эр и включает пять «уставных» стихов (отсутствуют стихи под № 1 и 2 из нашего перевода) и четырнадцать поэм. В 1906 г. четырнадцать стихотворений Сунь Бу-эр были опубликованы в коллекции Хэ Лун-сяна 贺龍骧 «Собрание работ по женской алхимии» (女丹合編, «Нюй дань хэ бянь») под названием «Последовательность пути женского совершенствования» (女修程途, «Нюй сю чэн ту»)2. Еще позже даосский деятель Чэнь Ин-нин 陳櫻寧 (1880–1969) прокомментировал четырнадцать поэм Сунь Бу-эр для журналистки Люй Би-чэн 呂碧城. В 1934 г. он издал их отдельной книгой – «Комментарии к стихотворениям Сунь Бу-эр по женской алхимии» (孫不二女丹詩注, «Сунь Бу-эр нюй дань ши чжу») [Чэнь 1974; Чэнь 1989, 149–174]. Чэнь Ин-нин включил в книгу свой комментарий к четырнадцати поэмам и привел без комментариев семь поэм Сунь Бу-эр. 2. С кратким содержанием собрания из четырнадцати поэм Сунь Бу-эр под заглавием «Последовательность пути женского совершенствования» можно ознакомиться в нашей статье, посвященной «Собранию работ по женской алхимии» Хэ Лун-сяна [Белая 2016, 24].

Number of purchasers: 4, views: 1867

Readers community rating: votes 0

1. Cleary, Tomas (1996) Immortal Sisters: Secret Teachings of Taoist Women, North Atlantic Books, Berkley. California.

2. Despeux, Catherine, Kohn, Livia. (2003) Women in Daoism, Three Pine Press, Cambridge.

3. Pregadio, Fabrizio (2011) Catalogue of the “Daozang Jiyao” (??????) // URL: http://www.goldenelixirpress.com/files/Daozang_jiyao_Catalogue.pdf

4. Belaya, Irina V. (2010) “The Biography of the Master Sun Bu-er in the Daoist Tradition”, Voprosy Kul’turologii, 2010, ¹1, pp. 28–32 (in Russian).

5. Belaya, Irina V. (2012) ‘“Ten Admonitions” of Ma Dan-yang as the Source of the Taoist History of the Quanzhen School’ // RSUH/RGGU Bulletin. Series: Oriental and African Studies, 2012, ¹20 (100), pp. 249–259 (in Russian).

6. Belaya, Irina V. (2016) “Texts on the Taoist Alchemy for Women from He Longxiang’s Collection: an Attempt of Historical Analysis”, Humanities Research in the Russian Far East, 2016, ¹1 (35), 2016, pp. 14–27 (in Russian).

7. Riftin Boris L. (2007) “Ruoshui”, The Spiritual Culture of China: Encyclopedia, Vol. II, Mythology and Religion, Vostochnaya Literatura, Moscow, p. 453 (in Russian).

8. Torchinov, Evgeniy A. (1998) Daoism: The Experience of the Historical-religious Descriptions. Lan', St. Petersburg (in Russian).

9. Filonov, Sergey V. (2011) Golden Scriptures and Jade Script: Taoist Written Sources of the 3-6th Centuries, St.Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, St. Petersburg (in Russian).

10. Chen, Ying-ning (1974) The Commentaries to the Poems of Sun Bu-er on the Female Alchemy, Zhen shan mei, Taipei (in Chinese).

11. Chen, Ying-ning (1989). Daoism and the Teaching about “The Nourishing the Life”, (in Cinese), Huawen, Beijing (in Chinese).

12. Hachiya, Kunio (1998) Taoism in the Jin and Yuan Epoch: The Study of the Seven Perfect, Toyo bunka kenkyujo hokoku, Tokyo (in Japanese).

13. Ye, Yi-jing (2003) About Sun Bu-er, the Taoist Nun of the Quanzhen School and the Text “The Teachings of the Primordial Lady Sun Bu-er”, Diss., Chenggong University (in Chinese).

14. Zhang, Guang-bao (1993) The Study of the Notions of the Heart and Inner Nature within the Inner Alchemy of the Quanzhen Teachings in the Jin and Yuan Epochs, Wenjin, Taipei (in Chinese).

Система Orphus

Loading...
Up