Специфика применения цифровых инструментов при формировании профессиональных компетенций учителей-дефектологов

 
Код статьиS181570410023079-1-1
DOI10.54884/S181570410023079-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая кафедрой дефектологии
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: доцент кафедры дефектологии
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: доцент кафедры дефектологии
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Должность: старший преподаватель кафедры дефектологии
Аффилиация: Томский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Томск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы106-116
Аннотация

В статье рассматриваются цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов в формате открытого образовательного ресурса, объединяющего преимущества тренажерного практикума и практических занятий по направлению подготовки. Цифровой ресурс способствует формированию будущих учителей-дефектологов как субъектов инклюзивной деятельности с готовностью к самообразованию. Целью исследования являются рассмотрение и анализ ключевых характеристик цифровых инструментов обучения студентов и опыта внедрения их в учебный процесс. Авторами использовались методы изучения и анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, представлено обобщение опыта апробации открытого образовательного ресурса. Выделены умения анализировать анамнестические данные детей с ограниченными возможностями здоровья; диагностировать, ставить логопедическое заключение, осуществлять рациональный подбор инструментария для диагностики и психолого-педагогического изучения дошкольников с ОВЗ с учетом возраста и вида нарушения;взаимодействие с другими специалистами с помощью цифровых ресурсов и др. Образовательный ресурс «ЛогопедPro» был включен в структуру учебного процесса с целью практико-ориентированной подготовки и формирования профессиональных компетенций учителя-дефектолога через систему тренажерных заданий. Проанализированы уровни сформированности профессиональных компетенций студентов. В итоге 70% студентов повысили свой уровень при использовании открытого образовательного ресурса. Сделан вывод о том, что результатом применения цифровых инструментов является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно.

Ключевые словаинтернет-ресурсы, открытый образовательный ресурс, профессиональные компетенции, цифровые технологии, учитель-дефектолог
Получено17.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов19117
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное образование выходит на качественно новый этап развития, связанный с глобализацией цифрового общества. Проблемы построения цифрового общества являются базой взаимодействия субъектов современной экономики. В связи с этим медийно-информационная грамотность представляет собой комплексное понятие, предложенное ЮНЕСКО в 2007 году, и охватывает все компетенции, включая цифровую грамотность, совокупность знаний, навыков, установок, компетенций и практик, которые обеспечивают эффективный доступ, анализ, интерпретацию, использование медийных продуктов [1]. Кроме того, в обществе происходят изменения, определяющиеся новой цифровой культурой: изменение высших психических функций, механизмов формирования личности, принятых в образовании практик; контингента – нуждающихся в логопедической и дефектологической помощи, появление новых психологических и дефектологических феноменов. Таким образом, общество предъявляет новые требования к дефектологам, касающиеся владения цифровыми и информационными компетенциями.
2 В контексте нашего исследования рассматриваются современные подходы к обучению учителей-дефектологов в эпоху цифровизации образования.
3 В исследованиях Р. Барнетта есть положения, касающиеся проблематики нашей статьи. Авторитетный ученый в сфере философии образования представил авторское видение понятий трансвзаимодействия и трансдисциплинарности обучения в экологическом университете будущего. Понятие междисциплинарности как теоретическое и практическое обогащающее взаимодействие дисциплин в обучении входит в термин «трансдисциплинарность» [2].
4 По нашему мнению, название главы книги «Экологический университет. Осуществимая утопия» Рональда Барнетта «Уходящие возможности и новые перспективы» точно характеризует состояние профессиональной подготовки учителей-дефектологов в цифровую эпоху в вузе – это движение вперед, развитие и изменения, связанные с цифровизацией…» [2, с. 24].
5 Инновации складываются из двух ингредиентов: креативности и коллаборации. Цифровые технологии позволяют смешивать обе эти составляющие, повышая эффективность работы учителей-дефектологов на современном этапе развития образования.
6 Целесообразно обосновать применение междисциплинарного подхода в обучении учителей-дефектологов как перспективного подхода профессиональной подготовки специалистов в условиях цифровизации. Запросы общества по созданию и реализации инклюзивной практико-ориентированной деятельности требует не только междисциплинарных знаний от учителей-дефектологов, но и интеграции различных методов, технологий, сред обучения и воспитания, что позволяет успешно осуществить включение детей с разными потребностями в единое образовательное сообщество. Цифровые технологии представляют ресурс, который аккумулирует совокупность знаний и представлений обо всех сторонах дефектологии и современной практико-ориентированной деятельности, накопленной в информационной сфере. Он является комплексом технологических процессов, систем и инфраструктуры, овладение которыми входит в обязательные компетентности современного специалиста.

всего просмотров: 203

Оценка читателей: голосов 0

1. Хорошилов А.В., Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы. СПб: Питер, 2004. 176 с.

2. Барнетт Р. Экологический университет: Осуществимая утопия / науч. ред.: И.В. Черникова, О.Н. Калачикова; пер. с англ. Д.В. Черниковой. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 304 с.

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

4. Куликов С.Б. Новые вызовы современности и педагогическое образование // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 3 (200). С. 7-9.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

6. Гордеева Е.А. Использование открытых образовательных ресурсов как актуальное направление развития практической подготовки будущих учителей-логопедов // Научно-педагогическое обозрение. 2021. №2. С. 94-99.

7. Дергачёва Е.В. Инновационное мышление как фактор профессионального совершенствования молодых специалистов // Наука и мир. Международный научный журнал. Волгоград. 2014. Т. 3. №5 (9). С.89-91.

8. Дергачёва Е.В. Психолого-психологические аспекты сопровождения инклюзивного образования // Инклюзивное образование: теория, практика, исследования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Өскемен; С. Аманжлов ШҚМУ «Берел» баспасы, 2015. С. 62-66.

9. Глушко Н.А., Карцева Е.А. Электронная образовательная онлайн-среда в обучении иностранному языку: опыт внедрения в дальневосточном федеральном университете // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 7-17.

10. Делия В.П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы. М.: ПКЦ Альтекс, 2007. 508 с.

11. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ президента от 09.05.2017 № 203 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 13.12.2021).

12. Лаврентьева М.А., Мельникова Е.Е. Электронные образовательные ресурсы в логопедической практике // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 520-524.

13. Копытов А.Д., Черепанова Т.Б. Профессиональные педагогические компетентности: междисциплинарность vs многомерность // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 2 (208). С. 117-123.

14. ФГОС ВО // Портал федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 12.12.2021).

15. Щетинина Н.П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie-vishego pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/ (дата обращения: 04.12.2021).

16. Мёдова Н.А., Байгулова Н.В. Создание мотивационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 104-110.

17. Крылова Е.А. Технология смешанного обучения в системе высшего образования // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2020. Вып. 1 (207). С. 86-93.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх