On the historical and cultural context of the forming of the Li family legend

 
PIIS004287440004802-7-1
DOI10.31857/S004287440004802-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages130-137
Abstract

The article observes the reconstruction of historical and cultural context of the forming of the Tang Empire (618–907) founders’ familial legend as is it presented in the research literature. The article divides this reconstruction on the five components and examine their content which include ideological and historical origins each of them which are also had been analyzed in the research literature. The specific theme of article is the imperial worship of Lao-zi fixed even before the Tang Empire founding. Article also examine the important issue which applied to the reconstruction of historical and cultural context of forming of the of Li family familial legend: the possible of the transit from the historical sources’ done about the upcoming ruler who would bear the Li surname to the family legend itself and about coordination of the prophecies and the genealogical visions’ influences.

KeywordsChina, imperial ideology, political prophesy, familial legends, historical reconstruction
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters25822
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема фамильной легенды основателей империи Тан 唐 (618–907) является одним из самых интригующих сюжетов в истории формирования нового имперского государства на территории Восточной Азии в VI–VII вв. Так или иначе, его не обходит вниманием ни одни из исследователей, который берется писать об истории Тан. Суть этой легенды может быть сформулирована достаточно просто: род Ли, основавший империю Тан, восходит к знаменитому мудрецу древности Лао-цзы 老子, который в контексте легенды предстает уже как обожествленный предок. Соответственно, интерес исследователей оказывался обращен к тому историко-культурному контексту, внутри которого такая концепция оказалась возможной1. 1. История систематического изучения этого контекста насчитывает уже несколько десятилетий и начало ее, видимо, следует усматривать в работах Вудбриджа Бингема, посвященных становлению империи Тан и написанных в 1940-х – 1950-х гг. Во всяком случае, все более поздние исследователи ссылаются именно на его труды. Бингем не затрагивал все аспекты историко-культурного контекста и касался только политической роли знамений и пророчеств, связанных с представлениями о особой исторической роли носителей фамилии Ли.
2 Результатом исследований стала некая конфигурация, нигде, впрочем, во всем объеме не описываемая, в которой можно выявить несколько важных составляющих: убежденность ученых мужей в неизбежности периодических катастроф, за которыми должны следовать периоды восстановления вселенского порядка; отчасти связанные с этими воззрениями пророчества о грядущем правителе – восстановителе порядка; те же идеи о грядущем правителе, адаптированные даосскими и буддийскими авторами; убежденность в том, что о будущем истинном Сыне Неба должны свидетельствовать соответствующие знамения; формирование особого почитания Лао-цзы как божества правящего рода. Рассмотрим вкратце каждую из этих составляющих2. 2. Хотелось бы сразу оговориться, что изложение будет здесь опираться не на весь корпус научной литературы по каждой теме, который для некоторых сюжетов почти необозрим, а на те обобщающие работы, что связаны именно с историей или предысторией фамильной легенды дома Ли.
3 Исследования показали, что преставления о неизбежности и регулярности наступления катастрофических периодов сложились в своем классическом виде в рамках конфуцианской традиции в эпоху Хань 漢 (206 до н.э. – 220 н.э.) и подразумевали соединение нескольких концепций: цикличности трех периодов правления, так называемых «пяти фаз» (у син 五行), цикла Юпитера, шестидесятилетнего цикла, лунного цикла и периодичности засух и наводнений, как важнейших бедствий для аграрного общества3. Также в нее была встроена концепция исторических эпох, качественно различающихся между собой. Эта схема в основных чертах присутствовала в рамках других ханьских и более поздних традиций в форме учения об эпохе «Великого мира/благоденствия» или «Великого равенства» (Тай пин 太平), ассоциировавшейся с фигурой совершенного правителя, который ее и установит4. В политической истории это выразилось в том, что некоторые правители брали себе титулы, включающие в себя сочетание тай пин, в чем читается вполне определенная претензия на то, что период их правления является чаемой эпохой благоденствия5. 3. В таком виде эта концепция была сформулирована Лю Синем 劉歆 (50 до н.э. – 23 н.э.), создавшим «Календарь трех циклов» («Саньтун ли» 三統曆). Это была довольно сложная система, построенная на идее большого временного цикла в 23639040 лет с великой кульминацией, именуемой «высшим началом Великого предела» (тай цзи шан юань 太極上元). В этом календаре присутствовала идея периодичности таких бедствий, как засухи и наводнения. Лю Синь выделял отрезки по 4617 лет, в каждом из которых на периоды бедствий он отводил 57 лет. См. об этом: [Bokenkamp 1994].

4. По версии «Книги о Хань» («Хань шу» 漢書), в первоначальном варианте эта концепция была изложена в тексте под названием «[Дарованный] Небесным чиновником, [основанный на] календаре и объемлющий изначальное “Канон Великого мира/благоденствия”» («Тянь гуань ли бао юань тайпин цзин» 天官歷包元太平經), преподнесенном императору Западной Хань Чэн-ди 成帝 (32–7 до н.э.) неким Гань Чжункэ 甘忠可, который утверждал, что получил этот текст от небожителя по имени Чицзин-цзы 赤精子. Правда, о содержании этого текста ничего не известно. Позже эта концепция была представлена снова в тексте «Книга Великого мира/благоденствия с заглавием [написанным] синим/зеленым» («Тайпин цин лин шу» 太平清領書), преподнесенной уже восточноханьскому императору Шунь-ди 順帝 (125–144) неким Гун Чуном 宫崇 из южного Шаньдуна, и легшей, как считается, в основу известного современной науке текста «Канон Великого мира/благоденствия» («Тайпин цзин» 太平經). Наконец, хорошо известно движение Тайпин дао 太平道, возглавляемое Чжан Цзяо 張角 и поднявшее знаменитое восстание Желтых повязок (184–204), в титулатуре которого угадывается влияние идей, изложенных в тексте «Тайпин цзин» [Торчинов 1998, 253–256; Hendrishke 2006, 31–33; Espesset 2009].

5. Первым императором, принявшим титул с эти сочетанием, был западноханьский Ай-ди 哀帝 (7–1 до н.э.), взявший в 5 году до н.э. титул «Император Великого мира/благоденствия [обладающий] выдержанным совершенномудрием [рода] Лю» («Чэньшэн Лю тайпин хуанди» 陳聖劉太平皇帝). Позже термин тайпин в титулатуре использовали Лю Юй 劉裕 (363–422), основатель Лю-Сун 劉宋 (420–479) и северовэйский Тоба Тао (Ши-цзу 世祖) (424–452).
4 Стефен Бокенкамп, специально исследовавший эту систему воззрений как элемент историко-культурного контекста утверждения власти Тан, по сути дела, рассматривает ее как своего рода общую рамку, позволявшую давать трактовку текущим событиям и определять роль тех или иных лиц через практику создания пророческих текстов, составляющихся ради конкретных лиц. Также следует обратить внимание на то, что в представлениях, получивших развитие в эпоху Хань, присутствовала еще одна важная концепция, а именно, идея о последовательном упадке человеческих нравов и ухудшении качества правления по мере удаления от глубокой древности6. Это представление косвенно повлияло на формирование специфического регионального варианта эсхатологии, в которую вписывалась фигура идеального правителя как того, кто вернет утраченную гармонию. Концепция оставалась актуальной не только к началу эпохи Тан, когда ее основателя Ван Юаньчжи 王远知 (528–635), десятый патриарх даосской традиции Шанцин 上清, провозгласил «Сыном Неба Великого мира/благоденствия» (Тайпин тяньцзы 太平天子), но и в пору ее расцвета, когда император Сюань-цзун 玄宗 (712–756), установив в 742 г. новый девиз правления Тяньбао 天寶, провозгласил наступление эпохи тайпин [Twitchett 2008; Xiong 1996; Benn 1987]. 6. Тот же Бокенкамп обращает внимание на выделение особого периода в текстах периода Чжань-го 戰國, иногда назвавшийся «ближайшая древность» (цзинь гу 進古) или «нижняя древность» (ся гу 下古), под которым подразумевался ближайший к авторам исторический период, рассматриваемый ими как эпоха несомненного упадка [Bokenkamp 1994].

Number of purchasers: 2, views: 1361

Readers community rating: votes 0

1. Abe, Stanley K. (1996) “Northern Wei Daoist Sculpture from Shaanxi province”, Cahiers d'Extreme-Asie, Vol. 9, (1996), Memorial Anna Seidel, Religions traditionnelles d'Asie orientale. Tome II, pp. 69–83.

2. Adamek, Wendi L. (2007) The Mystique of Transmission: On a Early Chan History and Its Context, Columbia University Press, New York.

3. Benn, Charles (1987) “Religious Aspects of Emperor Hsuan-tsung's Taoist Ideology”, Buddhist and Taoist Practice in Medieval Chinese Society, Buddhist and Taoist Studies II, David W. Chapell (ed.), University of Hawaii Press, Honolulu, pp. 127–145.

4. Bingham, Woodbridge (1941) “The Rise of Li in a Ballad Prophecy”, Journal of the American Oriental Society, Vol. 61, No. 4 (Dec., 1941), pp. 272–280.

5. Bingham, Woodbridge (1941) The founding of the T?ang dynasty. Waverly Press, Baltimore.

6. Bokenkamp Stephen R. (1996) “The Yao Boduo Stele as Evidence for the «Dao-Buddhism» of the Early Lingbao Scriptures”, Cahiers d'Extreme-Asie, Vol. 9, (1996), Memorial Anna Seidel. Religions traditionnelles d'Asie orientale, Tome II, pp. 55–67.

7. Bokenkamp, Stephen R. (1994) “Time after Time: Taoist Apocalyptic History and the Founding of the T'ang Dynasty”, Asia Major, Third Series, Vol. 7, No. 1 (1994), pp. 59–88.

8. Buswell, Robert E. (1990) “Introduction: Prolegomenon to the Study of Buddhist Apocryphal Scriptures”, Chinese Buddhist apocrypha. Robert E. Buswell, Jr. (ed.) University of Hawaii Press, Honolulu, pp. 1–30.

9. Eliasberg, Danielle (1976). Le roman du pourfendeur du demons, College de France/Institut des Hautes Etudes Chinoises, Paris.

10. Espesset, Gregoire (2009) “Letter Han religious mass movements and the early Daoist chirch”, Early Chinese religion, Part One, Shang through Han (1250 BC–220 AD), John Lagerwey and Marc Kalinowski (eds.), BRILL, Leiden–Boston, 2009, pp. 1061–1102.

11. Glahn, Richard von (2004) The Sinister Way. The Divine and the Demonic in Chinese Religious Culture, University of California Press, Berkeley–Los Angeles–London.

12. Hendrichke, Barbara (2000) Early Daoist Movements // Daoist Handbook, Livia Kohn (ed.) BRILL, Leiden, Boston, Koln, pp. 134–164.

13. Hendrichke, Barbara (2006) The scripture on great peace: the Taiping jing and the beginnings of Daoism, Barbara Hendrischke (trans), University of California Press, Berkeley Los Angeles London.

14. Kohn, Livia (1998) God of the Dao. Lord Lao in History and Myth, Ann Arbor, Michigan.

15. Kohn, Livia (2008) “Louguan pai”, The Encyclopedia of Taoism, Vol. I, F. Pregadio (ed.), Routledge, London & N-Y, pp. 710–711.

16. Kravtsova, Marina E. (2001) “Buddhism as a social and cultural phenomenon”, Religii Kitaya, Torchinov Ye.A. (ed.), Evraziya, Saint-Petersburg, pp. 139–170 (in Russian).

17. Mollier, Christine (1990) Une apocalypse taoiste du Veme siecle. Le livre des incantation divine des grottes abyssales, College de France/Institut des hautes etudes chinoises, Paris.

18. Seidel, Anna. K. (1970) “The Image of the Perfect Ruler in Early Taoist Messianism”, History of Religions, Vol. 9, No. 2/3, pp. 216–247.

19. Torchinov, Evgeniy A. (1998) Daoism. Essays in historical and religious description. Lan’, Saint-Petersburg (in Russian).

20. Twitchett, Danis (2008) “Hsuan-tsung”, The Cambridge History of China, Vol. 3, Sui and Tang China, 589–906, Part I, Denis Twitchett and John K. Fairbank (eds.), Cambridge University Press, Cambridge, pp. 346–463.

21. Wright, Arthur F. (2008) “The Sui Dynasty (581–617)”, The Cambridge History of China, Vol. 3, Sui and Tang China, 589–906, Part I, Denis Twitchett and John K. Fairbank (eds.), Cambridge University Press, Cambridge, pp. 48–149.

22. Xiong, Victor (1996) “Ritual Innovations and Taoism under Tang Xuanzong”, T'oung Pao, Second Series, Vol. 82, Fasc. 4/5 (1996), pp. 258–316.

23. Zurcher, Erik (2013) ‘“Prince Moonlight”: Messianism and Eschatology in Early Medieval Chinese Buddhism’, Buddhism in China. Collected Papers of Erik Zurcher, Jonathan A. Silk (ed.), BRILL, Leiden–Boston, 2013, pp. 187–258.

24. Zurcher, Erik (2013) “Eschatology and Messianism in Early Chinese Buddhism”, Buddhism in China. Collected Papers of Erik Zurcher, Jonathan A. Silk (ed.), Brill, Leiden–Boston, 2013, pp. 165–186.

Система Orphus

Loading...
Up