Soviet Platonism (II): Platonical Features of Soviet Reality by A.F. Losev

 
PIIS004287440004800-5-1
DOI10.31857/S004287440004800-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages108-117
Abstract

The article continues the previously begun topic of Soviet Platonism [Pushchaev 2018], viewed through the prism of the work of the outstanding Russian and Soviet philosopher and philologist A.F. Losev. This article analyzes which platonic features he distinguished in the Soviet reality and in the Soviet state, which in turn, paradoxically, makes it possible to speak of the Russian Communists as a latent platonics. Also considered the attitude of A.F. Losev to socialism and Russian communism. It is shown that it was not completely negative and had a complex character. The author believes that the attitude of A.F. Losev to Russian communism has undergone a perceptible evolution. In the process of analyzing sources, he identifies at least three stages: 1) until the very beginning of the 1930s – resolute and complete rejection of socialism and communism, 2) the time spent in the camp – “the justification” of the new regime, and the forced reconciliation with it; 3) the works of Losev of the Soviet period – complete disappointment in the Soviet reality.

KeywordsPlato, Platonism, soviet platonism, A.F. Losev, marxism, russian communism, soviet state
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters36349
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Неисправимый платоник! воскликнул Абрамов. Вы наш советский платоник. А.Ф. Лосев. «Из разговоров на Беломорстрое»
2 Свою первую статью о феномене советского платонизма [Пущаев 2018], посвященную анализу того, как Лосев толковал Платона для советского читателя и какие черты он выделял в платоновском творчестве, чтобы подчеркнуть его значимость и для советской культуры (должной стоять на материалистических и потому в каком-то смысле антиплатоновских основаниях), мы начали с предложения увидеть в пришедших в 1917 году к власти русских коммунистах скрытых платоников. Действительно, они первые и пока единственные в мировой истории попытались исполнить требование Платона, чтобы к власти в государстве пришли философы. Конечно, ирония истории состоит в том, что эту мечту основоположника идеализма попытались исполнить материалисты и радикальные демократы (что также не согласуется с платоновским аристократизмом), противопоставлявшие свои взгляды в философии идеалистической «линии Платона».
3 Да, они пытались построить идеальное коммунистическое общество на базе марксистской материалистической философии и идеологии. Однако в их попытке и их проекте проглядывают и черты, берущие свой исток в Платоне как родоначальнике утопического коммунизма. Привлечем тут в качестве авторитета, подтверждающего нашу мысль, такого свидетеля, как творческий философ-марксист М.А Лифшиц (который, кстати, поддерживал А.Ф. Лосева и хорошо к нему относился): «... Я вижу у Ленина философию в каждой статье, в каждой строчке, каждой речи или практическом указании. Все это было проникнуто глубочайшей мыслью и требование Платона, чтобы философы управляли государством, если оно когда-либо осуществилось в истории, то осуществилось именно в тот период, когда у кормила Советского государства стоял Владимир Ильич Ленин» [Лифшиц 2012, 86–87]. В том числе поэтому, в свете таких провоцирующих (в хорошем смысле) суждений, оправданна, на наш взгляд, постановка такой темы, как советский платонизм. Одна из целей данной статьи – указать на черты сходства, которые усматривал в платоновском идеальном государстве и окружавшей его советской действительности выдающийся знаток платонизма, философ-идеалист и христианский платоник А.Ф. Лосев.
4 Его историко-философские и филологические разыскания были философичны и теоретичны, то есть, осуществлялись в свете оригинальной лосевской философской и культурологической концепции. Эта философичность и концептуальность. хотя в скрытом и замаскированном виде, сохранилась и в его обширнейших штудиях советского времени. Лосев стремился в истории философии проследить то, что значимо и важно сейчас. Одной из первоочередных задач для него всегда было актуализировать и творчески продолжить в новых условиях платонизм, что Лосев по-своему делал, как в долагерный, относительно свободный период, так и в послелагерный, достаточно несвободный период своего творчества. Более того, Платон и платонизм были для него актуальны в какой-то мере и как метод и способ анализа окружавшей его социально-исторической действительности. Платоновская идея идеального государства вдруг неожиданным образом проступила и в советской действительности, что и зафиксировал Лосев. В этом контексте мы и хотим проследить актуальные черты платонизма по Лосеву, как он их сам видел в советской действительности.

Number of purchasers: 2, views: 1477

Readers community rating: votes 0

1. Aristotel' 1984 – Aristotel'. Sochineniya. V 4 t. T. 4. M.: Mysl', 1984. (Aristotle. Works in 4 volumes. Vol. 4. Russian Translation. 1984).

2. Bibikhin 2004 – Bibikhin V.V. Aleksej Fedorovich Losev. Sergej Sergeevich Averintsev. M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2004 (Bibihin, Vladimir V. (2004). Aleksei Fiodorovich Losev. Sergei Sergeevich Averintsev. In Russian).

3. Losev 1982 – Losev A.F. Ehstetika Vozrozhdeniya. M.: Mysl', 1982 (Losev, Alexei F. (1982). Aesthetics of Renaissance. In Russian).

4. Losev 1993 – Losev A.F. Sotsial'naya priroda platonizma // Losev A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mifologii. M.: Mysl', 1993. S. 773–906 (Losev, Alexei F. (1993). Social Nature of Platonism. In Russian).

5. Losev 1996 – Losev A.F. «Tak istyazuetsya i raspinaetsya istina…». A.F. Losev v retsenziyakh OGPU // Istochnik. Vestnik Arkhiva prezidenta Rossijskoj Federatsii. 1996. № 4. S. 115–129. (Losev, Alexei F. (1996). So the Truth is Tormented and Crucified. In Russian).

6. Losev 2001 – Losev A.F. Dialektika mifa. Dopolnenie k «Dialektike mifa». M.: Mysl', 2001 (Losev, Alexei F. (2001) Dialectics of Myth. In Russian).

7. Losev 2002 – Losev A.F. Vstrecha // Losev A.F. Ya soslan v 20 vek. Tom 1. M.: Vremya, 2002. S. 421–486 (Losev, Alexei F. (2002) Meeting. In Russian).

8. Losev 2002 – Losev A.F. Iz razgovorov na Belomorstroe // Losev A.F. Ya soslan v 20 vek. Tom 1. M.: Vremya, 2002. S. 421–486 (Losev, Alexei F. (2002) From Talks on Belomorstroy. In Russian).

9. Losev 2004 – Losev A.F. Dopolneniya k «Dialektike mifa» (novye fragmenty) // Voprosy filosofii. 2004. № 8. C. 115–133 (Losev, Alexei F. (2004) Addition to “Dialectics of Myth” (new fragments). In Russian).

10. Gogotishvili 1993 – Gogotishvili L.A. Platonizm v Zazerkal'e XX veka, ili Vniz po lestnitse, veduschej vverkh // Losev A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mifologii. M.: Mysl', 1993. S. 922–942.

11. Lifshits 2012 – Lifshits M.A. Nadoelo. V zaschitu obyknovennogo marksizma. Besedy, stat'i, vystupleniya. M.: Iskusstvo–XXI vek, 2012.

12. Puschaev 2018 – Puschaev Yu.V. Sovetskij platonizm (I): obraz Platona u A.F. Loseva v sovetskom filosofskom i kul'turnom kontekste // Voprosy filosofii. 2018. № 1. C. 117–127.

13. Khoruzhij 1994 – Khoruzhij S. S. Ar'ergardnyj boj // Khoruzhij S.S. Posle pereryva. Puti russkoj filosofii. SPb.: Aletejya, 1994.

Система Orphus

Loading...
Up