Советский платонизм (II): платоновские черты советской действительности по А.Ф. Лосеву

 
Код статьиS004287440004800-5-1
DOI10.31857/S004287440004800-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы108-117
Аннотация

Статья продолжает ранее начатую тему советского платонизма [Пущаев 2018], рассматриваемую через призму творчества выдающегося русского и советского философа и филолога А.Ф. Лосева. В данной статье анализируется, какие платоновские черты и признаки А.Ф. Лосев выделял в советской действительности и советском государстве, что в свою очередь парадоксальным образом позволяет говорить о русских коммунистах как о скрытых платониках. Также разбирается отношение А.Ф. Лосева к социализму и русскому коммунизму. Показывается, что оно не было полностью негативистским и имело сложный характер. Автор полагает, что отношение А.Ф. Лосева к русскому коммунизму претерпело заметную эволюцию. В процессе анализа источников он выделяет как минимум, три ее этапа: 1) до самого начала 1930-х гг. – решительное и полное неприятие социализма и коммунизма, 2) время пребывания в лагере – «оправдание» нового режима, и вынужденное примирение с ним; 3) произведения Лосева советского периода – полное разочарование в советской действительности.

Ключевые словаПлатон, платонизм, советский платонизм, А.Ф. Лосев, марксизм, русский коммунизм, советское государство
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов36349
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Неисправимый платоник! воскликнул Абрамов. Вы наш советский платоник. А.Ф. Лосев. «Из разговоров на Беломорстрое»
2 Свою первую статью о феномене советского платонизма [Пущаев 2018], посвященную анализу того, как Лосев толковал Платона для советского читателя и какие черты он выделял в платоновском творчестве, чтобы подчеркнуть его значимость и для советской культуры (должной стоять на материалистических и потому в каком-то смысле антиплатоновских основаниях), мы начали с предложения увидеть в пришедших в 1917 году к власти русских коммунистах скрытых платоников. Действительно, они первые и пока единственные в мировой истории попытались исполнить требование Платона, чтобы к власти в государстве пришли философы. Конечно, ирония истории состоит в том, что эту мечту основоположника идеализма попытались исполнить материалисты и радикальные демократы (что также не согласуется с платоновским аристократизмом), противопоставлявшие свои взгляды в философии идеалистической «линии Платона».
3 Да, они пытались построить идеальное коммунистическое общество на базе марксистской материалистической философии и идеологии. Однако в их попытке и их проекте проглядывают и черты, берущие свой исток в Платоне как родоначальнике утопического коммунизма. Привлечем тут в качестве авторитета, подтверждающего нашу мысль, такого свидетеля, как творческий философ-марксист М.А Лифшиц (который, кстати, поддерживал А.Ф. Лосева и хорошо к нему относился): «... Я вижу у Ленина философию в каждой статье, в каждой строчке, каждой речи или практическом указании. Все это было проникнуто глубочайшей мыслью и требование Платона, чтобы философы управляли государством, если оно когда-либо осуществилось в истории, то осуществилось именно в тот период, когда у кормила Советского государства стоял Владимир Ильич Ленин» [Лифшиц 2012, 86–87]. В том числе поэтому, в свете таких провоцирующих (в хорошем смысле) суждений, оправданна, на наш взгляд, постановка такой темы, как советский платонизм. Одна из целей данной статьи – указать на черты сходства, которые усматривал в платоновском идеальном государстве и окружавшей его советской действительности выдающийся знаток платонизма, философ-идеалист и христианский платоник А.Ф. Лосев.
4 Его историко-философские и филологические разыскания были философичны и теоретичны, то есть, осуществлялись в свете оригинальной лосевской философской и культурологической концепции. Эта философичность и концептуальность. хотя в скрытом и замаскированном виде, сохранилась и в его обширнейших штудиях советского времени. Лосев стремился в истории философии проследить то, что значимо и важно сейчас. Одной из первоочередных задач для него всегда было актуализировать и творчески продолжить в новых условиях платонизм, что Лосев по-своему делал, как в долагерный, относительно свободный период, так и в послелагерный, достаточно несвободный период своего творчества. Более того, Платон и платонизм были для него актуальны в какой-то мере и как метод и способ анализа окружавшей его социально-исторической действительности. Платоновская идея идеального государства вдруг неожиданным образом проступила и в советской действительности, что и зафиксировал Лосев. В этом контексте мы и хотим проследить актуальные черты платонизма по Лосеву, как он их сам видел в советской действительности.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1481

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель 1984 – Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. (Aristotle. Works in 4 volumes. Vol. 4. Russian Translation. 1984).

2. Бибихин 2004 – Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004 (Bibihin, Vladimir V. (2004). Aleksei Fiodorovich Losev. Sergei Sergeevich Averintsev. In Russian).

3. Лосев 1982 – Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982 (Losev, Alexei F. (1982). Aesthetics of Renaissance. In Russian).

4. Лосев 1993 – Лосев А.Ф. Социальная природа платонизма // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 773–906 (Losev, Alexei F. (1993). Social Nature of Platonism. In Russian).

5. Лосев 1996 – Лосев А.Ф. «Так истязуется и распинается истина…». А.Ф. Лосев в рецензиях ОГПУ // Источник. Вестник Архива президента Российской Федерации. 1996. № 4. С. 115–129. (Losev, Alexei F. (1996). So the Truth is Tormented and Crucified. In Russian).

6. Лосев 2001 – Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». М.: Мысль, 2001 (Losev, Alexei F. (2001) Dialectics of Myth. In Russian).

7. Лосев 2002 – Лосев А.Ф. Встреча // Лосев А.Ф. Я сослан в 20 век. Том 1. М.: Время, 2002. С. 421–486 (Losev, Alexei F. (2002) Meeting. In Russian).

8. Лосев 2002 – Лосев А.Ф. Из разговоров на Беломорстрое // Лосев А.Ф. Я сослан в 20 век. Том 1. М.: Время, 2002. С. 421–486 (Losev, Alexei F. (2002) From Talks on Belomorstroy. In Russian).

9. Лосев 2004 – Лосев А.Ф. Дополнения к «Диалектике мифа» (новые фрагменты) // Вопросы философии. 2004. № 8. C. 115–133 (Losev, Alexei F. (2004) Addition to “Dialectics of Myth” (new fragments). In Russian).

10. Гоготишвили 1993 – Гоготишвили Л.А. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, ведущей вверх // Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 922–942.

11. Лифшиц 2012 – Лифшиц М.А. Надоело. В защиту обыкновенного марксизма. Беседы, статьи, выступления. М.: Искусство–XXI век, 2012.

12. Пущаев 2018 – Пущаев Ю.В. Советский платонизм (I): образ Платона у А.Ф. Лосева в советском философском и культурном контексте // Вопросы философии. 2018. № 1. C. 117–127.

13. Хоружий 1994 – Хоружий С. С. Арьергардный бой // Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх