Молчание в диалоге как проблема философии образования

 
Код статьиS004287440004786-9-1
DOI10.31857/S004287440004786-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Белорусский государственный университет
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы6-11
Аннотация

Феномен молчания в различных сферах духовной жизни человека неоднократно становился предметом философских и гуманитарно-научных размышлений. Обсуждалась тема молчания (созерцания) и в контексте эпистемологической проблематики. В данной статье рассматривается молчание как элемент диалога и его роль в процессах формирования мотивации к самообразованию у человека, живущего в непрерывно меняющемся мире, то есть рассматривается в ракурсе философии образования. Автор акцентирует внимание на дидактических и методологических аспектах феномена молчания ученика, связанных с усвоением им ценностных оснований обучения. Такого рода молчание является фундаментом активного воспроизведения получаемого знания и понимания учащимся самого себя и мира. Автор проводит мысль о том, что эффективность молчания предполагает соотнесение процесса преподавания с культурно-историческими контекстами, молчаливое восприятие которых, идущее параллельно усвоению предметного материала, становится основанием для активизации самосознания ученика. В частности, роль таких контекстов эффективно выполняют апелляции учителя к исторической памяти, сопровождающие информацию о конкретном предмете обучения и, что принципиально, молчаливо воспринимаемые учеником. Автор утверждает, что включение исторической памяти общества в образовательный процесс, осуществляемое в личном контакте преподавателя и учащегося (а не в процессе освоения последним информации, получаемой с помощью цифровых технологий), позволяет человеку обрести способность осмыслено молчать, «открывая» себе себя, свои смыслы и цели обучения. Вместе с тем молчание в этом случае активизирует способность человека задавать вопросы и вести эвристический диалог.

Ключевые словамолчание, философия образования, общение, историческая память, диалог
Получено17.04.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов13446
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Обретение учащимся внутренней мотивации к образованию в способности молчать отмечалась далеко не только в современной педагогике. Тема молчания является общим «полем» для представителей различных наук и для религиозных мыслителей: психологов, лингвистов, философов, педагогов, теологов. В их рассуждениях и духовных практиках молчание выступает зачастую как гораздо более сильный коммуникативный компонент, нежели «говорение», и выступает самым «коротким», а потому действенным средством общения человека с самим собой, с Другим, с внешним миром. Молчание есть нечто не высказанное словами, но означающее многое (см.: [Lebra 1987]). Однако это только в том случае, когда молчание выступает как форма соотнесения себя с историческим опытом человечества.
2 Образование по самой своей сути есть не что иное, как передача от поколения поколению (от учителя к ученику) педагогически адаптированного опыта человечества. Так было в древних цивилизациях, так обстоит дело и сегодня. Однако накопленные объемы транслируемых знаний до сих пор не привели к появлению совершенного человека и «идеально творческого общества». И одна из очевидных причин этого применительно к образованию состоит в том, что его культурно-исторический смысл и цели часто остаются вне процесса научения. Образовательные практики сводятся зачастую к передаче информации и практических навыков вне общественно значимых ценностно-экзистенциальных контекстов, в которых только и могут быть усвоены знания и опыт поколений.
3 Редукция образовательных практик к передаче информации приводит к тому, что вне внимания оказывается сам живой реальный ученик – его личность, самосознание, его, если угодно, общественная миссия, его предназначение и индивидуальные особенности. Ученик в этом случае рассматривается в качестве чистого листа, и цель такого образования – заполнить этот лист как можно более мелким почерком. К сожалению, типичной является ситуация, когда обучающийся на занятии просто следует за логикой преподавателя, который «подводит» к «правильному» результату (описанному в учебниках). Поэтому даже в тех случаях, когда в ходе обучения возникает диалог, в силу доминирующей информационной позиции преподавателя он приобретает характер монолога, что отнюдь не способствует в полной мере раскрытию личностных качеств ученика, его умению слушать и слышать собеседника, планировать деятельность, осуществлять ее рефлексию [Хуторской, Король 2008].
4 Чтобы придать этому диалогу характер общения, способствующего раскрытию творческих способностей учащегося, необходимо активизировать мотивационную составляющую образовательного процесса, то есть заинтересовать человека в освоении себя и мира [Пружинин 2018]. Тогда конкретный материал, подготовленный преподавателем, становится предметом интересной беседы, выходящей за рамки тематики лекции. С этой целью необходимо включать в процессы передачи знаний сюжеты, выражающие их культурно-историческую значимость, причем не в виде назидательного повествования о социальной важности приобретения знаний вообще, но в форме, затрагивающей личностные установки учащегося, сферу его мотивации к образованию. Конечно, включение таких сюжетов может осуществляться по-разному. В данном случае я обращаю внимание на педагогическую ценность молчаливого усвоения, которое, на мой взгляд, приводит к изменениям в наиболее глубоких слоях мотивации человека (см.: [Zembylas, Michaelides 2004]). «Молчание… – как писал В.П. Зинченко, – должно рассматриваться как Присутствие, если угодно, как одна из важнейших форм внутреннего диалога сознания или души. Молчание – не только “место” внутреннего диалога, но и место для взаимопроникновения, взаимотталкивания внешнего и внутреннего диалогов…» [Зинченко 2005, 60].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1669

Оценка читателей: голосов 0

1. Borytko, Nikolay M. (2005) ManТs education, Tsentr distantsionnogo obrazovaniya СEydosТ, Moscow (In Russian).

2. Halbwachs, Maurice (1950) La memoire collective, Albin Michel, Paris.

3. Khoruzhy, Sergey S. (2000) About the old and the new, Aleteya, Saint Petersburg (In Russian).

4. Khutorskoy, Andrey V. (2003) Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning, MGU, Moscow (In Russian).

5. Khutorskoy, Andrey V., Korol, Andrey D. (2008) СDialogism as a problem of modern education (philosophical and methodological aspect)Т, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2008), pp. 109Ц115 (In Russian).

6. Korol, Andrei D. (2007) СInteractive approach to the organization of heuristic learningТ, Pedagogika, 9 (2007), pp. 18Ц25 (In Russian).

7. Korol, Andrei D. (2013) СStereotype as an educational problemТ, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2013), pp. 156Ц162 (In Russian).

8. Korol, Andrei D. (2016) СFrom the logic of knowledge to the logic of communication, or is the didactics of silence possible?Т, Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka, 2, https://eidos-institute.ru/journal/2016/200/Eidos-Vestnik2016-206-Korol.pdf (In Russian)

9. Lebra, Takie (1987) СThe cultural significance of silence in Japanese communicationТ, Multilingua, 6, 4, pp. 343Ц357.

10. Pruzhinin, Boris I. (2018) СPrognostic Functions of the Pedagogical Research: Philosophical-Methodological AnalysesТ, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. 5Ц18 (In Russian).

11. Zembylas, Michalinos, Michaelides, Pavlos (2004) СThe Sound of Silence in PedagogyТ, Educational Theory, 54, 2, pp. 193Ц210.

12. Zinchenko, Vladimir P. (2005) СThe Principle of Active Rest in Thinking and ActionТ, Cultural-Historical Psychology, 1, pp. 57Ц68 (In Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх