Философия постмодерна и популярная культура

 
Код статьиS004287440004486-9-1
DOI10.31857/S004287440004486-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы206-214
Аннотация

Автор рассматривает непростые отношения между философией и популярной культурой. Сформулировав три установки работы с популярной культурой (левокритическая, правокритическая и левообъективистская), автор предлагает термин «перекресток», чтобы показать точку соприкосновения популярной культуры и философии на протяжении эволюции философии культуры и социальной теории в ХХ столетии. Этим «перекрестком» оказывается постмодернизм в том виде, в котором о нем стал рассуждать американский философ-марксист Фредрик Джеймисон, который придумал распространить его на всю культуру, растворившуюся в 1970-х годах в экономике. Именно он впервые высказал тезис, что и высокая и популярная культура представляют собой единое пространство. Анализируя подход Джеймисона, автор показывает, к чему привел синтез философии постмодерна и популярной культуры. Признав популярную культуру легитимной, а ее состояние «постмодернистским», социальные философы стали развивать идею об экспансии культуры на социальную сферу.Автор подчеркивает мысль о том, что началоXXI столетия ознаменовалось всплеском философского интереса к теме популярной культуры.

Ключевые словапостмодернизм, популярная культура, Фредрик Джеймисон, искусство, исследования культуры
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов26718
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тема отношений философии и популярной культуры на первый взгляд обманчиво проста. С одной стороны, создается ощущение некоторого консенсуса о легитимности популярной культуры (философы смирились с ее наличием или даже признают ее положительные стороны); с другой стороны, сохраняется критическое отношение к некоторым феноменам популярной культуры, а вместе с этим и к ней самой. Хотя в настоящее время популярную культуру считают некоей данностью, понятной самой по себе, однако это совершенно не так. В этом тексте мы бы хотели высказать несколько соображений об отношении левых и правых интеллектуалов к массовой культуре, возникновении идеи постмодерна и встречи постмодерна и популярной культурой, позволившей примириться с нею.
2 Для начала необходимо провести границу между двумя смежными понятиями, которые часто (и вполне оправданно) употребляются как синонимичные – «популярная культура» и «массовая культура». К ним можно было бы добавить также понятие «народная культура», но сегодня оно не слишком актуально в исследовательской среде. Что касается первых двух, то левый радикал и теоретик культуры Дуайт Макдональд, критиковавший антиинтеллектуализм американского общества и ненавидевший массовую культуру, предлагал отличать ее от популярной. В его представлении, например, произведения Чарльза Диккенса могли оказаться востребованными у широких слоев населения, что, по сути, оказывало благотворный эффект на общество и его образование. В этом смысле высокая культура могла стать популярной, а значит, популярная культура имела позитивные коннотации (см. [Macdonald 1953]). Массовую же культуру Макдональд клеймил как потребительскую, бессмысленную и отупляющую. Однако можно предложить иное различение этих понятий. Обе пересекаются в том, что имеют «массовый» характер, то есть ориентируются на развлечение масс с целью извлечения прибыли. Вместе с тем массовая культура более скоротечна, а ее продукты, как правило, очень быстро уходят в прошлое, мгновенно сменяясь новыми продуктами. Популярная же культура – это те феномены и продукты, которые смогли преодолеть время и остаться понятными или привлекательными для последующих поколений (или хотя бы известными большинству). Иными словами, главной чертой феноменов популярной культуры является их узнаваемость.
3 Поэтому популярная культура возникает позже, чем массовая, но вместе с тем по качеству превосходит последнюю. Такие феномены, как McDonald’s, TheBeatles, Стивен Кинг и Микки Маус возникли не вчера. В момент, когда они появились, были другие музыкальные группы, рестораны быстрого питания, читаемые писатели и мультипликационные персонажи. Тем не менее в памяти остались именно они. Они составляют сегодня то, что можно назвать каноном популярной, а не массовой культуры, в то время как масса продуктов массовой культуры нам попросту неизвестна.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 2783

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson, Perry (1998) Origins of Postmodernity, Verso, London, New York (Russian translation 2011).

2. Clayton, Jay (2003) Charles Dickens in Cyberspace. The After life of the Nineteenth Century in Postmodern Culture, Oxford University Press, Oxford.

3. Collins, Jim (1989) Uncommon Cultures. Popular Culture and Postmodernism, Routledge, New York, London.

4. Collins, Jim (ed.) (2002) High-Pop: Making Culture into Popular Entertainment, Hoboken, Wiley-Blackwell, New Jersey.

5. Eagleton, Terry (2000) The Idea of Culture, Wiley, Virginia (Russian translation 2012).

6. Fiske, John (1987) Television Culture. Popular Pleasures and Politics, Routledge, London, New York.

7. Fiske, John (1989) Reading the Popular, Routledge, London, New York.

8. Hall, Stuart (2004) Ideologie, Identitat, Reprasentation. Ausgewahlte Schriften 4, Argument Verlag, Hamburg.

9. Hobsbawm, Eric (2012) Fractured Times: Culture and Society in the Twentieth Century, Brown Book Group, Little (Russian translation 2017).

10. Jeffries, Stuart (2016) Grand Hotel Abyss: The Lives of the Frankfurt School, Verso, London, New York (Russian translation 2018).

11. Macdonald, Dwight (1953) СA Theory of Mass CultureТ, Diogenes, Vol. 3 (Summer), pp.1?10.

12. ManТkovskaya, Nadezhda B. (2016) The Phenomenon of Postmodernism. Art-aesthetical Point of View, The Center for Humanitarian Initiatives, Saint-Petersburg (in Russian).

13. McRobbie, Angela (1994) Postmodernism and Popular Culture, Routledge, London, New York.

14. Seabrook, John (2000) Nobrow: The Culture of Marketing, The Marketing of Culture, Methuen Publishing Ltd. (Russian translation 2012).

15. Susen, Simon (2015) The СPostmodern TurnТ in the Social Sciences, Palgrave Macmillan UK, Houndmills, Basingstoke, Hampshire.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх