Philosophy of Postmodernism and Popular Culture

 
PIIS004287440004486-9-1
DOI10.31857/S004287440004486-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages206-214
Abstract

The author examines the delicate relationship between such phenomena as philosophy and popular culture. After formulating three attitudes of philosophers working with popular culture (left-critical, right-critical and left-objectivistic), the author proposes the term «crossroad» to show at what point of evolution of philosophy of culture and social theory during the XXth century converged popular culture and philosophy. This «crossroad» turned out to be postmodernism in such representation in which the American Marxist philosopher Fredric Jameson began to talk about. Postmodernism before Jameson was understood as a trend in art, and only Jameson came up with the idea to extend it to the entire culture that dissolved in during the 1970s in the economy. It was Jameson who first stated the thesis that nowadays high and popular culture represent a single space. Briefly describing Jameson's approach, the author shows what this synthesis of postmodern philosophy and popular culture has led to. Recognizing popular culture as legitimate, and its then state as «postmodern», social philosophers began to develop the idea of expansion of culture into the social sphere, however, not in everything agreeing with Jameson. The author emphasizes the idea that the beginning of the XXI century was marked by a surge of philosophical interest in popular culture. 

Keywordspostmodernism, popular culture, social philosophy, Marxism, Fredric Jameson, art, conservative criticism, cultural studies
Received23.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters26718
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема отношений философии и популярной культуры на первый взгляд обманчиво проста. С одной стороны, создается ощущение некоторого консенсуса о легитимности популярной культуры (философы смирились с ее наличием или даже признают ее положительные стороны); с другой стороны, сохраняется критическое отношение к некоторым феноменам популярной культуры, а вместе с этим и к ней самой. Хотя в настоящее время популярную культуру считают некоей данностью, понятной самой по себе, однако это совершенно не так. В этом тексте мы бы хотели высказать несколько соображений об отношении левых и правых интеллектуалов к массовой культуре, возникновении идеи постмодерна и встречи постмодерна и популярной культурой, позволившей примириться с нею.
2 Для начала необходимо провести границу между двумя смежными понятиями, которые часто (и вполне оправданно) употребляются как синонимичные – «популярная культура» и «массовая культура». К ним можно было бы добавить также понятие «народная культура», но сегодня оно не слишком актуально в исследовательской среде. Что касается первых двух, то левый радикал и теоретик культуры Дуайт Макдональд, критиковавший антиинтеллектуализм американского общества и ненавидевший массовую культуру, предлагал отличать ее от популярной. В его представлении, например, произведения Чарльза Диккенса могли оказаться востребованными у широких слоев населения, что, по сути, оказывало благотворный эффект на общество и его образование. В этом смысле высокая культура могла стать популярной, а значит, популярная культура имела позитивные коннотации (см. [Macdonald 1953]). Массовую же культуру Макдональд клеймил как потребительскую, бессмысленную и отупляющую. Однако можно предложить иное различение этих понятий. Обе пересекаются в том, что имеют «массовый» характер, то есть ориентируются на развлечение масс с целью извлечения прибыли. Вместе с тем массовая культура более скоротечна, а ее продукты, как правило, очень быстро уходят в прошлое, мгновенно сменяясь новыми продуктами. Популярная же культура – это те феномены и продукты, которые смогли преодолеть время и остаться понятными или привлекательными для последующих поколений (или хотя бы известными большинству). Иными словами, главной чертой феноменов популярной культуры является их узнаваемость.
3 Поэтому популярная культура возникает позже, чем массовая, но вместе с тем по качеству превосходит последнюю. Такие феномены, как McDonald’s, TheBeatles, Стивен Кинг и Микки Маус возникли не вчера. В момент, когда они появились, были другие музыкальные группы, рестораны быстрого питания, читаемые писатели и мультипликационные персонажи. Тем не менее в памяти остались именно они. Они составляют сегодня то, что можно назвать каноном популярной, а не массовой культуры, в то время как масса продуктов массовой культуры нам попросту неизвестна.

Number of purchasers: 4, views: 2790

Readers community rating: votes 0

1. Anderson, Perry (1998) Origins of Postmodernity, Verso, London, New York (Russian translation 2011).

2. Clayton, Jay (2003) Charles Dickens in Cyberspace. The After life of the Nineteenth Century in Postmodern Culture, Oxford University Press, Oxford.

3. Collins, Jim (1989) Uncommon Cultures. Popular Culture and Postmodernism, Routledge, New York, London.

4. Collins, Jim (ed.) (2002) High-Pop: Making Culture into Popular Entertainment, Hoboken, Wiley-Blackwell, New Jersey.

5. Eagleton, Terry (2000) The Idea of Culture, Wiley, Virginia (Russian translation 2012).

6. Fiske, John (1987) Television Culture. Popular Pleasures and Politics, Routledge, London, New York.

7. Fiske, John (1989) Reading the Popular, Routledge, London, New York.

8. Hall, Stuart (2004) Ideologie, Identitat, Reprasentation. Ausgewahlte Schriften 4, Argument Verlag, Hamburg.

9. Hobsbawm, Eric (2012) Fractured Times: Culture and Society in the Twentieth Century, Brown Book Group, Little (Russian translation 2017).

10. Jeffries, Stuart (2016) Grand Hotel Abyss: The Lives of the Frankfurt School, Verso, London, New York (Russian translation 2018).

11. Macdonald, Dwight (1953) ‘A Theory of Mass Culture’, Diogenes, Vol. 3 (Summer), pp.1?10.

12. Man’kovskaya, Nadezhda B. (2016) The Phenomenon of Postmodernism. Art-aesthetical Point of View, The Center for Humanitarian Initiatives, Saint-Petersburg (in Russian).

13. McRobbie, Angela (1994) Postmodernism and Popular Culture, Routledge, London, New York.

14. Seabrook, John (2000) Nobrow: The Culture of Marketing, The Marketing of Culture, Methuen Publishing Ltd. (Russian translation 2012).

15. Susen, Simon (2015) The ‘Postmodern Turn’ in the Social Sciences, Palgrave Macmillan UK, Houndmills, Basingstoke, Hampshire.

Система Orphus

Loading...
Up