Three Centuries of Christian Enlightenment in Russia: Becoming of Russian Europeanism (from the Reforms of Peter the Great to the Neoreligious Renaissance of the Beginning of the Twentieth Century) (Conference Review)

 
PIIS004287440004434-2-1
DOI10.31857/S004287440004434-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University "Higher School of Economics"
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages213-216
Abstract

   

Keywords
AcknowledgmentThe paper was prepared within the framework of the Basic Research Program at the National Research University Higher School of Economics (HSE) and supported within the framework of a subsidy by the Russian Academic Excellence Project '5-100'.
Received23.03.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters12602
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Конференцию на эту тему в апреле 2018 г. провела Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога Высшей школы экономики.
2 Основной целью конференции было собрать ведущих российских и зарубежных специалистов по истории русской мысли, а также представителей православного духовенства, чтобы обсудить ту роль, которую христианство сыграло в осмыслении русскими интеллектуалами России как части европейского культурного мира. В качестве отдельной задачи конференции предполагалось рассмотрение наследия Н.Г. Чернышевского в контексте истории христианской мысли.
3 Ключевые доклады конференции были сделаны на пленарном заседании, которое можно условно разделить на три смысловых блока: 1) история христианского просвещения в России; 2) проблема положения русской религиозной мысли между философией и христианством; 3) поиск актуальных стратегий синтеза христианской веры и достижений европейской культуры.
4 В открывшем конференцию докладе Марина Киселева (НИУ ВШЭ, ИФ РАН, Москва) рассмотрела основные вехи христианского просвещения в России, сосредоточив внимание на различии между «учением книжным», характерным для монастырской культуры допетровской Руси, и принципами духовного образования в эпоху Петра I. Дав характеристику главным действующим лицам обоих периодов, докладчица сделала вывод о том, что духовное образование не вытеснило полностью «учение книжное», поскольку последнее продолжало свои традиции в старообрядческой среде.
5 Тему истории христианского просвещения продолжил доклад Татьяны Артемьевой (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург), посвященный репрезентации просветительской педагогики в визуальной культуре России. Исследовательница реконструировала историю рецепции в Российской империи европейских эмблем, аллегорически изображавших просветительскую идею образования.
6 К этому же смысловому блоку следует отнести доклад иерея Григория Геронимуса (Храм Всемилостивого Спаса в Митино, Москва), посвященный теме мученичества в наследии святителя Филарета Московского. Докладчик сосредоточил внимание на той параллели между мученичеством и просвещением, о которой митрополит Филарет говорил в проповеди на освящение храма великомученицы Татианы – домового храма Московского университета.
7 Далее участники конференции перешли к обсуждению вопроса о специфике русской религиозной мысли и соотношении ее христианского и философского измерений. Владимир Варава (МПИ св. Иоанна Богослова, Москва) рассмотрел проблемы взаимоотношения русской религиозной философии и христианского просвещения, поместив их в контекст более широкой проблемы соотношения христианства и философии. Докладчик подчеркнул, что без внимания к константам христианской культуры невозможно корректно понять традицию русской философии. В качестве ключевого для понимания поставленной проблемы В. Варава выявил и подробно проанализировал понятие экзистенции, указав, что последняя впервые была открыта Достоевским (в России) и Ницше (на Западе), из чего следует, что для экзистенциально понятой философии нет большой беды в том, что до Достоевского русская философия пребывала, выражаясь термином Шпета, в состоянии «невегласия». Реконструируя различные аспекты взаимодействия христианства и философии в отечественной интеллектуальной традиции, докладчик говорил не только об истории, но и о современной ситуации, подчеркнув, что на крупнейшем российском форуме христианского просвещения – Рождественских чтениях – философия никак не представлена.

Number of purchasers: 2, views: 1349

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up