Три века христианского просвещения в России: становление русского европеизма (от петровских реформ к неорелигиозному Ренессансу XX века) (обзор конференции)

 
Код статьиS004287440004434-2-1
DOI10.31857/S004287440004434-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №4
Страницы213-216
Аннотация

   

Ключевые слова
Источник финансированияОбзор подготовлен в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".
Получено23.03.2019
Дата публикации17.05.2019
Кол-во символов12602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Конференцию на эту тему в апреле 2018 г. провела Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога Высшей школы экономики.
2 Основной целью конференции было собрать ведущих российских и зарубежных специалистов по истории русской мысли, а также представителей православного духовенства, чтобы обсудить ту роль, которую христианство сыграло в осмыслении русскими интеллектуалами России как части европейского культурного мира. В качестве отдельной задачи конференции предполагалось рассмотрение наследия Н.Г. Чернышевского в контексте истории христианской мысли.
3 Ключевые доклады конференции были сделаны на пленарном заседании, которое можно условно разделить на три смысловых блока: 1) история христианского просвещения в России; 2) проблема положения русской религиозной мысли между философией и христианством; 3) поиск актуальных стратегий синтеза христианской веры и достижений европейской культуры.
4 В открывшем конференцию докладе Марина Киселева (НИУ ВШЭ, ИФ РАН, Москва) рассмотрела основные вехи христианского просвещения в России, сосредоточив внимание на различии между «учением книжным», характерным для монастырской культуры допетровской Руси, и принципами духовного образования в эпоху Петра I. Дав характеристику главным действующим лицам обоих периодов, докладчица сделала вывод о том, что духовное образование не вытеснило полностью «учение книжное», поскольку последнее продолжало свои традиции в старообрядческой среде.
5 Тему истории христианского просвещения продолжил доклад Татьяны Артемьевой (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург), посвященный репрезентации просветительской педагогики в визуальной культуре России. Исследовательница реконструировала историю рецепции в Российской империи европейских эмблем, аллегорически изображавших просветительскую идею образования.
6 К этому же смысловому блоку следует отнести доклад иерея Григория Геронимуса (Храм Всемилостивого Спаса в Митино, Москва), посвященный теме мученичества в наследии святителя Филарета Московского. Докладчик сосредоточил внимание на той параллели между мученичеством и просвещением, о которой митрополит Филарет говорил в проповеди на освящение храма великомученицы Татианы – домового храма Московского университета.
7 Далее участники конференции перешли к обсуждению вопроса о специфике русской религиозной мысли и соотношении ее христианского и философского измерений. Владимир Варава (МПИ св. Иоанна Богослова, Москва) рассмотрел проблемы взаимоотношения русской религиозной философии и христианского просвещения, поместив их в контекст более широкой проблемы соотношения христианства и философии. Докладчик подчеркнул, что без внимания к константам христианской культуры невозможно корректно понять традицию русской философии. В качестве ключевого для понимания поставленной проблемы В. Варава выявил и подробно проанализировал понятие экзистенции, указав, что последняя впервые была открыта Достоевским (в России) и Ницше (на Западе), из чего следует, что для экзистенциально понятой философии нет большой беды в том, что до Достоевского русская философия пребывала, выражаясь термином Шпета, в состоянии «невегласия». Реконструируя различные аспекты взаимодействия христианства и философии в отечественной интеллектуальной традиции, докладчик говорил не только об истории, но и о современной ситуации, подчеркнув, что на крупнейшем российском форуме христианского просвещения – Рождественских чтениях – философия никак не представлена.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1350

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх