The ‘Sophist’ and ‘Professor of Misosophy’: G.E. Schulze’s Role in Schopenhauer‘s ‘Raising to Philosophy’

 
PIIS004287440004431-9-1
DOI10.31857/S004287440004431-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages188-198
Abstract

It is commonly believed that the cause Arthur Schopenhauer turned to philosophy were Gottlob Ernst Schulze and his lectures which Schopenhauer attended as a student at Göttingen University. This view is a common place in both scholarly and biographical works. This article reconsiders the arguments in favor of it and demonstrates (by means of biographical and hermeneutical analysis) that, in fact, this view lacks evidence and contradicts the facts. Also, a comparative analysis of Schopenhauer’s views at that time and those of Schulze shows that Schulze’s influence on Schopenhauer could only have been a negative one. This claim is backed up by elaborating on, first, the young Schopenhauer‘s sympathy with speculative reasoning and the romanticism-like mysticism; second, his belief that philosophy is a cognition of the supersensible; third, his distinctly critical attitude towards Schulze; fourth, Schulze’s own radical scepticism not compatible with Schopenhauer’s concept of philosophy.

KeywordsSchopenhauer, Schulze, Aenesidemus, Schelling, Scepticism, Metaphysics
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-011-00582.
Received23.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters31983
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение

2 В зимнем семестре 1809/10 гг. молодой Артур Шопенгауэр «поступил в университет» – имматрикулировался в качестве студента медицинского факультета Гёттингенского университета, привлечённый славой местной естественнонаучной школы и предпочтя её гораздо более сильному в философском отношении университету в Йене. Предпочтение в выборе учебного заведения отражается и на круге его интересов: в 1809/10 учебном году (т.е. в течение первых двух семестров своего обучения) он не проявлял никакого интереса к философии, ограничиваясь естественнонаучными лекциями [App 2003; App 2008; Schopenhauer 1968, X–XIV; Schopenhauer 2013; Grigenti 2000, 62–69] и (по большей части классической) литературой [Schopenhauer 1942, 96–101, 105–106]. Однако уже во втором учебном году (1810/11) единственной нефилософской книгой, взятой им в библиотеке, стал сборник пьес Шекспира [Schopenhauer 1942, 106]. Изменение интересов будущего философа стало настолько резким и решительным, что к лету 1811 г. Шопенгауэр решает оставить провинциальный (в философском отношении) университет Гёттингена и, посвятив свою жизнь философии, отправиться в философскую «столицу» – Берлин. В личном разговоре с Виландом весной этого года он заявил: «Жизнь – сомнительная штука, и я решил провести её, размышляя о ней» [Schopenhauer 1971, 22–23], а в апреле, по свидетельству его племянницы Вильгельмины Шорхт, «юный Шопенгауэр» был «…полон философских идей; он посвятил себя очень суровой философии о теле и душе... [согласно которой] всякую склонность, всякое влечение нужно подавлять и искоренять» [Ibid., 22].
3 Стремительное и решительное изменения жизненной траектории юного Шопенгауэра связывается исследователями и биографами, начиная с Вильгельма Гвиннера [Gwinner 1862, 28] и заканчивая новейшей литературой [Сафрански 2014, 154; Cartwright 2010, 130; Zimmer 2010, 78], с влиянием Готлоба Эрнста Шульце – знаменитого автора «Энезидема», одного из центральных текстов для истории становления посткантовской философии в Германии. Согласно «канонической» версии, именно Шульце побудил Шопенгауэра-студента перейти с медицинского факультета на философский и дал будущему философу судьбоносный для его интеллектуальной карьеры совет: на первых порах ограничить свой круг интересов в области философии Платоном и Кантом. Кроме того, в пользу этой версии, на первый взгляд, говорит один факт, который можно истолковать как настоящее «увлечение» им лекциями Шульце. Дело в том, что первым прослушанным им курсом по философии (и вообще единственным курсом по философии в Гёттингенский период) стал курс лекций Шульце по метафизике в зимнем семестре 1810/11 гг.; в этом же семестре Шопенгауэр посещал и его лекции по психологии, а в следующем, летнем семестре 1811 г. – ещё один шульцевский курс, по логике, конспекты к которому вёл уже на дополнительных страницах специально купленной им книги лектора – «Основоположений общей логики». Невозможно отрицать тот факт, что именно на этих лекциях, а также из прочитанных в это время книг Шульце Шопенгауэр черпал знания о современной ему немецкой философии; и с этой точки зрения Шульце, действительно, оказал существенное влияние на философское образование Шопенгауэра. Однако вопрос о подлинной роли Шульце-Энезидема в генезисе шопенгауэровской философии не так прост и требует отдельного рассмотрения.

Number of purchasers: 2, views: 1681

Readers community rating: votes 0

1. App, Urs (2003) ‘Notizen Schopenhauers zu Ost-, Nord- und Sudostasien vom Sommersemester 1811’, Schopenhauer-Jahrbuch, Vol. 84, pp. 13–20.

2. App, Urs (2008) ‘Schopenhauer’s Initial Encounter with Indian Thought’, Barua, A. (ed.) Schopenhauer and Indian Philosophy, A Dialogue between India and Germany, Northern Book Centre, New Delhi, pp. 7–57.

3. App, Urs (2011) Schopenhauers Kompass, UniversityMedia, Rorschach, Kyoto.

4. Cartwright, David E. (2010) Schopenhauer, A Biography, Cambridge University Press, Cambridge.

5. Chenet, Francois-Xavier (1997) ‘Conscience empirique et conscience meilleure chez le jeune Schopenhauer’, Schopenhauer. Cahier de l'Herne dirige par Jean Lefranc, pp. 103–130.

6. D’Alfonso, Mattheo V. (2009) ‘Schopenhauer als Schuler Schulzes: die Vorlesungen zur Metaphysik’, Ciraci, F.; Fazio, D.M.; Ko?ler, M. (Hrsg.) Schopenhauer und die Schopenhauer-Schule, Konigshausen & Neumann, pp. 61–72.

7. Fischer, Ernst (1901) Von G.E. Schulze zu A. Schopenhauer. Ein Beitrag zur Geschichte der Kantischen Erkenntnistheorie, Diss., Zurich, Aarau.

8. Grigenti, Fabio (2000) Nature e rappresentazione. Genesi e struttura della natura in Arthur Schopenhauer, La Citta del Sole.

9. Gwinner, Wilhelm (1862) Arthur Schopenhauer aus personlichem Umgange dargestellt, F.A. Brockhaus.

10. Novembre, Alessandro (2016a) ‘Das „Losrei?en“ des Wissens: Von der Schopenhauer’schen Nachschrift der Vorlesungen Fichtes „Ueber die Tatsachen der Bewusstseins“ und „Ueber die Wissenschaftslehre“ (1811/12) zur Asthetik von Die Welt als Wille und Vorstellung’, D’Alfonso, M.V.; De Pascale, C.; Fuchs, E.; Ivaldo, M. (Hrsg.) Fichte und seine Zeit. Kontext, Konfrontationen, Rezeptionen (Fichte–Studien, Vol. 43), Brill, Rodopi, pp. 315–336.

11. Novembre, Alessandro (2016b) ‘Die Dissertation 1813 als einleitung zu einer geplanten „gro?eren Schrift“ uber das „bessre Bewu?tseyn“’, Schopenhauer-Jahrbuch, Vol. 97, pp. 133–146.

12. Novembre, Alessandro (2017) Il giovane Schopenhauer. L’origine della metafisica della volonta, Mimesis.

13. Philonenko, Alexander (2005) Schopenhauer, critique de Kant, Les Belles Lettres.

14. Safranski, Rudiger (1987) Schopenhauer und die wilden Jahre der Philosophie, Hanser, Munchen, Wien (Russian translation 2014).

15. Sattar, Alexander S. (2016a) ‘The “Genuine Criticism”: The Early Schopenhauer’s Unknown Reception of Kant’s Philosophy’, Kantovsky Sbornik, Vol. 55 (1), pp. 52–65 (In Russian).

16. Sattar, Alexander S. (2016b) ‘Arthur Schopenhauer’s Manuscript Remains and His Early Philosophical Notes. Preface to the Translation of the 1806–1812 Notes’, Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2016), pp. 183–190 (In Russian).

17. Sattar, Alexander S. (2016c) ‘Kant’s and Fichte’s Ethics as a Source of Schopenhauer’s Philosophy’, Kantovsky Sbornik, Vol. 56 (2), pp. 49–62 (In Russian).

18. Zimmer, Robert (2010) Arthur Schopenhauer. Ein philosophischer Weltburger, Deutscher Taschenbuch Verlag.

Система Orphus

Loading...
Up