«Софист» и «профессор мизософии»: Роль Г.Э. Шульце в шопенгауэровском «пробуждении к философии»

 
Код статьиS004287440004431-9-1
DOI10.31857/S004287440004431-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы188-198
Аннотация

Считается, что причиной обращения Артура Шопенгауэра к философии было его знакомство с Готлобом Эрнстом Шульце, чьи лекции он слушал, будучи студентом Гёттингенского университета в 1809–1811 г. Этот взгляд общепринят как в исследовательской, так и в биографической литературе. В статье рассматриваются аргументы в пользу этой точки зрения и на основании биографически–текстологического материала доказывается, что в действительности она противоречит фактам и лишена оснований. Кроме того, анализ воззрений Шульце и Шопенгауэра времени их встречи показывает, что влияние первого на второго могло иметь только негативный характер. Об этом говорят, во-первых, явные симпатии Шопенгауэра к мистически-романтическим и спекулятивным способам философствования, во-вторых, понимание им задач философии как познания сверхчувственного, в-третьих, связанное с этим пренебрежительное и резко критическое отношение к Шульце, в-четвертых, радикально-скептическая позиция самого Шульце, несовместимая с шопенгауэровским понятием философии.

Ключевые словаШопенгауэр, Шульце, Энезидем, Шеллинг, скептицизм, метафизика
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00582 («Метод позднего Витгенштейна: сведение (девальвация) традиционных проблем метафизики к философской головоломке»).
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов31983
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 В зимнем семестре 1809/10 гг. молодой Артур Шопенгауэр «поступил в университет» – имматрикулировался в качестве студента медицинского факультета Гёттингенского университета, привлечённый славой местной естественнонаучной школы и предпочтя её гораздо более сильному в философском отношении университету в Йене. Предпочтение в выборе учебного заведения отражается и на круге его интересов: в 1809/10 учебном году (т.е. в течение первых двух семестров своего обучения) он не проявлял никакого интереса к философии, ограничиваясь естественнонаучными лекциями [App 2003; App 2008; Schopenhauer 1968, X–XIV; Schopenhauer 2013; Grigenti 2000, 62–69] и (по большей части классической) литературой [Schopenhauer 1942, 96–101, 105–106]. Однако уже во втором учебном году (1810/11) единственной нефилософской книгой, взятой им в библиотеке, стал сборник пьес Шекспира [Schopenhauer 1942, 106]. Изменение интересов будущего философа стало настолько резким и решительным, что к лету 1811 г. Шопенгауэр решает оставить провинциальный (в философском отношении) университет Гёттингена и, посвятив свою жизнь философии, отправиться в философскую «столицу» – Берлин. В личном разговоре с Виландом весной этого года он заявил: «Жизнь – сомнительная штука, и я решил провести её, размышляя о ней» [Schopenhauer 1971, 22–23], а в апреле, по свидетельству его племянницы Вильгельмины Шорхт, «юный Шопенгауэр» был «…полон философских идей; он посвятил себя очень суровой философии о теле и душе... [согласно которой] всякую склонность, всякое влечение нужно подавлять и искоренять» [Ibid., 22].
3 Стремительное и решительное изменения жизненной траектории юного Шопенгауэра связывается исследователями и биографами, начиная с Вильгельма Гвиннера [Gwinner 1862, 28] и заканчивая новейшей литературой [Сафрански 2014, 154; Cartwright 2010, 130; Zimmer 2010, 78], с влиянием Готлоба Эрнста Шульце – знаменитого автора «Энезидема», одного из центральных текстов для истории становления посткантовской философии в Германии. Согласно «канонической» версии, именно Шульце побудил Шопенгауэра-студента перейти с медицинского факультета на философский и дал будущему философу судьбоносный для его интеллектуальной карьеры совет: на первых порах ограничить свой круг интересов в области философии Платоном и Кантом. Кроме того, в пользу этой версии, на первый взгляд, говорит один факт, который можно истолковать как настоящее «увлечение» им лекциями Шульце. Дело в том, что первым прослушанным им курсом по философии (и вообще единственным курсом по философии в Гёттингенский период) стал курс лекций Шульце по метафизике в зимнем семестре 1810/11 гг.; в этом же семестре Шопенгауэр посещал и его лекции по психологии, а в следующем, летнем семестре 1811 г. – ещё один шульцевский курс, по логике, конспекты к которому вёл уже на дополнительных страницах специально купленной им книги лектора – «Основоположений общей логики». Невозможно отрицать тот факт, что именно на этих лекциях, а также из прочитанных в это время книг Шульце Шопенгауэр черпал знания о современной ему немецкой философии; и с этой точки зрения Шульце, действительно, оказал существенное влияние на философское образование Шопенгауэра. Однако вопрос о подлинной роли Шульце-Энезидема в генезисе шопенгауэровской философии не так прост и требует отдельного рассмотрения.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1948

Оценка читателей: голосов 0

1. App, Urs (2003) СNotizen Schopenhauers zu Ost-, Nord- und Sudostasien vom Sommersemester 1811Т, Schopenhauer-Jahrbuch, Vol. 84, pp. 13Ц20.

2. App, Urs (2008) СSchopenhauerТs Initial Encounter with Indian ThoughtТ, Barua, A. (ed.) Schopenhauer and Indian Philosophy, A Dialogue between India and Germany, Northern Book Centre, New Delhi, pp. 7Ц57.

3. App, Urs (2011) Schopenhauers Kompass, UniversityMedia, Rorschach, Kyoto.

4. Cartwright, David E. (2010) Schopenhauer, A Biography, Cambridge University Press, Cambridge.

5. Chenet, Francois-Xavier (1997) СConscience empirique et conscience meilleure chez le jeune SchopenhauerТ, Schopenhauer. Cahier de l'Herne dirige par Jean Lefranc, pp. 103Ц130.

6. DТAlfonso, Mattheo V. (2009) СSchopenhauer als Schuler Schulzes: die Vorlesungen zur MetaphysikТ, Ciraci, F.; Fazio, D.M.; Ko?ler, M. (Hrsg.) Schopenhauer und die Schopenhauer-Schule, Konigshausen & Neumann, pp. 61Ц72.

7. Fischer, Ernst (1901) Von G.E. Schulze zu A. Schopenhauer. Ein Beitrag zur Geschichte der Kantischen Erkenntnistheorie, Diss., Zurich, Aarau.

8. Grigenti, Fabio (2000) Nature e rappresentazione. Genesi e struttura della natura in Arthur Schopenhauer, La Citta del Sole.

9. Gwinner, Wilhelm (1862) Arthur Schopenhauer aus personlichem Umgange dargestellt, F.A. Brockhaus.

10. Novembre, Alessandro (2016a) СDas ДLosrei?enУ des Wissens: Von der SchopenhauerТschen Nachschrift der Vorlesungen Fichtes ДUeber die Tatsachen der BewusstseinsУ und ДUeber die WissenschaftslehreУ (1811/12) zur Asthetik von Die Welt als Wille und VorstellungТ, DТAlfonso, M.V.; De Pascale, C.; Fuchs, E.; Ivaldo, M. (Hrsg.) Fichte und seine Zeit. Kontext, Konfrontationen, Rezeptionen (FichteЦStudien, Vol. 43), Brill, Rodopi, pp. 315Ц336.

11. Novembre, Alessandro (2016b) СDie Dissertation 1813 als einleitung zu einer geplanten Дgro?eren SchriftУ uber das Дbessre Bewu?tseynУТ, Schopenhauer-Jahrbuch, Vol. 97, pp. 133Ц146.

12. Novembre, Alessandro (2017) Il giovane Schopenhauer. LТorigine della metafisica della volonta, Mimesis.

13. Philonenko, Alexander (2005) Schopenhauer, critique de Kant, Les Belles Lettres.

14. Safranski, Rudiger (1987) Schopenhauer und die wilden Jahre der Philosophie, Hanser, Munchen, Wien (Russian translation 2014).

15. Sattar, Alexander S. (2016a) СThe УGenuine CriticismФ: The Early SchopenhauerТs Unknown Reception of KantТs PhilosophyТ, Kantovsky Sbornik, Vol. 55 (1), pp. 52Ц65 (In Russian).

16. Sattar, Alexander S. (2016b) СArthur SchopenhauerТs Manuscript Remains and His Early Philosophical Notes. Preface to the Translation of the 1806Ц1812 NotesТ, Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2016), pp. 183Ц190 (In Russian).

17. Sattar, Alexander S. (2016c) СKantТs and FichteТs Ethics as a Source of SchopenhauerТs PhilosophyТ, Kantovsky Sbornik, Vol. 56 (2), pp. 49Ц62 (In Russian).

18. Zimmer, Robert (2010) Arthur Schopenhauer. Ein philosophischer Weltburger, Deutscher Taschenbuch Verlag.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх