Learning to Be Human

 
PIIS004287440004403-8-1
DOI10.31857/S004287440004403-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages22-32
Abstract

The ontological grounds and the system of moral values determine the originality of the accents made in approaches to what it means "Learning to be Human” which was selected as the motto of the XXIV World Philosophy Congress (Beijing, August 2018). The organizers took into account the most acute problems of modern society: disharmony between human beings and nature, leading to environmental disasters; spiritual voidness of people turning into moral savagery; loss of identity at the collective and individual level, leading to a tough confrontation of universal and particular values. This article demonstrates that by referring to the Chinese cultural heritage, most fully and vividly presented at the Congress. Analysis of the key plenary presentations by the world-famous Chinese philosopher Weiming Tu (Spiritual Humanism: Self, Community, Earth and Heaven) and authoritative American sinologist Roger Ames (A Human “Being” or Human “Becoming” Family as Community in Confucian Role Ethics) indicates new trends both in the contemporary Chinese philosophy and in Western comparative philosophy to a large extent due to the impact of intercultural philosophy.

Keywordsphilosophy, human being, Confucian role ethics, state, family, intercultural philosophy
Received23.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters37266
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мировые вызовы заставляют нас переосмыслить многие основополагающие вопросы, чтобы положить конец войнам, террору жестокости, насилию, несправедливости – словом, всему, что свидетельствует о бесчеловечном поведении человека. Пришло время заново осознать смысл человеческого бытия, задуматься над тем, что значит жить по-человечески. Оттого не случаен, а напротив, вполне закономерен выбор девиза состоявшегося в августе 2018 г. XXIV Всемирного философского конгресса (ВФК) – «Учиться быть Человеком». Смысл данного девиза не столь очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Исторические эпохи и культурное разнообразие неизменно сказывались на понимании того, кто есть Человек. Представителей рода Homo называли Homo habilis («человеком умелым») за владение древнейшими каменными орудиями труда. Около двухсот тысяч лет назад стал формироваться Homo sapiens («человек разумный»). В современных энциклопедиях Человек определяется как «существо, обладающее сознанием, разумом», как «субъект общественно-исторической деятельности и культуры» [Прохоров (ред.) 2001].
2 Сжатая словарно-энциклопедическая формулировка сложилась во многом благодаря размышлениям мыслителей на протяжении всей истории философии и религии. Древнегреческим философам, именовавшим людей «разумными существами», вторили средневековые мыслители, утверждавшие, что в природе человека превыше всего разум (Аврелий Августин). «Человек по природе своей есть существо политическое, – наставлял Аристотель, – а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек [Аристотель 1983, 378]. В данном высказывании отчетливо проступает нравственная составляющая, осознание того, что человек – существо моральное, обладающее одновременно свободой воли и ответственностью, долгом.
3 С учетом отмеченных выше характеристик, определяющих отличие человека от других существ, была разработана Программа XXIV ВФК. В число пленарных сессий были включены темы: «Субъект», «Сообщество», «Природа», «Духовность» и «Традиции». Основные тематические векторы получили реализацию в дискурсе, отличающем нынешний всемирный философский форум от предшествующих двадцати трех, в особенности тех, что состоялись в прошлом веке. Особое значение приобрело место проведения. Невероятная масштабность Китая во всем: в численности населения; в устойчивости и силе культурной традиционности; в привычности идеологизации всех сфер социума на протяжении многовековой истории китайской государственности; в мощнейшем прорыве на геополитическом уровне, реально допускающем выход КНР в разряд мировых гегемонов – все это и еще немало других факторов естественно сказались на общей атмосфере, проходившего конгресса, а главное – на его содержательном характере.

Number of purchasers: 3, views: 2163

Readers community rating: votes 0

1. Ames, Roger T. (1993) ‘The Individual in Classical Confucianism (The “Focus – Field” Model)’, God – Human Being – Society in the Traditional Eastern Cultures, Nauka, “Vostochnaya Literatura” Publishers, Moscow, pp. 39–65 (In Russian).

2. Chow, Kai-wing (1993) ‘Ritual, Cosmology, and Ontology: Chang Tsai’s Moral Philosophy and Neo-Confucian Ethics’, Philosophy East and West, 43, 2, pp. 201–228.

3. Fei, Xiaotong (1992) From the Soil: The Foundations of Chinese Society, trans. by Gary G. Hamilton, Wang Zheng, University of California Press, Berkeley.

4. Grigor’yeva, Tatiana P. (red.) (1983) The problem of human being in traditional Chinese teachings, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow (In Russian).

5. Prokhorov, Alexander M. (ed.) (2001) Big Encyclopedic Dictionary, Bol'shaya Ros. entsikl., Norint, Moscow, Saint-Petersburg (In Russian).

6. Stepanyants, Marietta T. (1993) ‘Human Being in Traditional Societies of the East (A Case of Comparative Approach)’, God – Human Being – Society in the Traditional Eastern Cultures, Nauka, “Vostochnaya Literatura” Publishers, Moscow, pp. 3–20 (In Russian).

7. Tu, Weiming (1999) ‘Chinese Philosophy: A Synoptic View’, A Companion to World Philosophies, Ed. By Deutsch E. and Bontekoe R., Blackwell Publishers, Oxford.

8. Vasiljev, Leonid S. (1989) Problems of the genesis of Chinese thought, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up