Учиться быть Человеком

 
Код статьиS004287440004403-8-1
DOI10.31857/S004287440004403-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы22-32
Аннотация

Онтологические основания и система моральных ценностей определяют своеобразие проставленных акцентов в подходах к пониманию, что значит «Учиться быть Человеком». Эти слова стали девизом XXIV Всемирного философского конгресса (Пекин, август 2018). Организаторы учитывали стоящие перед современным обществом наиболее острые проблем дисгармонии между человеком и природой, приводящей к экологическим катастрофам; духовной опустошенности людей, оборачивающейся нравственным одичанием; утраты идентичности на коллективном и индивидуальном уровне, ведущей к жесткому противостоянию универсальных и партикулярных ценностей. В статье это демонстрируется обращением к наследию китайской культуры, наиболее полно и ярко представленной на состоявшемся конгрессе. Анализ ключевых докладов всемирно известного китайского философа Ду Вэй-мина и авторитетного американского синолога Роджера Эймса свидетельствует о реформаторских тенденций как в современной китайской философии, так и в западной компаративистике, проявляющихся в контексте межкультурной философии.

Ключевые словафилософия, человек, конфуцианская ролевая этика, государство, семья, межкультурная философия
Получено23.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов37266
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мировые вызовы заставляют нас переосмыслить многие основополагающие вопросы, чтобы положить конец войнам, террору жестокости, насилию, несправедливости – словом, всему, что свидетельствует о бесчеловечном поведении человека. Пришло время заново осознать смысл человеческого бытия, задуматься над тем, что значит жить по-человечески. Оттого не случаен, а напротив, вполне закономерен выбор девиза состоявшегося в августе 2018 г. XXIV Всемирного философского конгресса (ВФК) – «Учиться быть Человеком». Смысл данного девиза не столь очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Исторические эпохи и культурное разнообразие неизменно сказывались на понимании того, кто есть Человек. Представителей рода Homo называли Homo habilis («человеком умелым») за владение древнейшими каменными орудиями труда. Около двухсот тысяч лет назад стал формироваться Homo sapiens («человек разумный»). В современных энциклопедиях Человек определяется как «существо, обладающее сознанием, разумом», как «субъект общественно-исторической деятельности и культуры» [Прохоров (ред.) 2001].
2 Сжатая словарно-энциклопедическая формулировка сложилась во многом благодаря размышлениям мыслителей на протяжении всей истории философии и религии. Древнегреческим философам, именовавшим людей «разумными существами», вторили средневековые мыслители, утверждавшие, что в природе человека превыше всего разум (Аврелий Августин). «Человек по природе своей есть существо политическое, – наставлял Аристотель, – а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек [Аристотель 1983, 378]. В данном высказывании отчетливо проступает нравственная составляющая, осознание того, что человек – существо моральное, обладающее одновременно свободой воли и ответственностью, долгом.
3 С учетом отмеченных выше характеристик, определяющих отличие человека от других существ, была разработана Программа XXIV ВФК. В число пленарных сессий были включены темы: «Субъект», «Сообщество», «Природа», «Духовность» и «Традиции». Основные тематические векторы получили реализацию в дискурсе, отличающем нынешний всемирный философский форум от предшествующих двадцати трех, в особенности тех, что состоялись в прошлом веке. Особое значение приобрело место проведения. Невероятная масштабность Китая во всем: в численности населения; в устойчивости и силе культурной традиционности; в привычности идеологизации всех сфер социума на протяжении многовековой истории китайской государственности; в мощнейшем прорыве на геополитическом уровне, реально допускающем выход КНР в разряд мировых гегемонов – все это и еще немало других факторов естественно сказались на общей атмосфере, проходившего конгресса, а главное – на его содержательном характере.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1976

Оценка читателей: голосов 0

1. Ames, Roger T. (1993) СThe Individual in Classical Confucianism (The УFocus Ц FieldФ Model)Т, God Ц Human Being Ц Society in the Traditional Eastern Cultures, Nauka, УVostochnaya LiteraturaФ Publishers, Moscow, pp. 39Ц65 (In Russian).

2. Chow, Kai-wing (1993) СRitual, Cosmology, and Ontology: Chang TsaiТs Moral Philosophy and Neo-Confucian EthicsТ, Philosophy East and West, 43, 2, pp. 201Ц228.

3. Fei, Xiaotong (1992) From the Soil: The Foundations of Chinese Society, trans. by Gary G. Hamilton, Wang Zheng, University of California Press, Berkeley.

4. GrigorТyeva, Tatiana P. (red.) (1983) The problem of human being in traditional Chinese teachings, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow (In Russian).

5. Prokhorov, Alexander M. (ed.) (2001) Big Encyclopedic Dictionary, Bol'shaya Ros. entsikl., Norint, Moscow, Saint-Petersburg (In Russian).

6. Stepanyants, Marietta T. (1993) СHuman Being in Traditional Societies of the East (A Case of Comparative Approach)Т, God Ц Human Being Ц Society in the Traditional Eastern Cultures, Nauka, УVostochnaya LiteraturaФ Publishers, Moscow, pp. 3Ц20 (In Russian).

7. Tu, Weiming (1999) СChinese Philosophy: A Synoptic ViewТ, A Companion to World Philosophies, Ed. By Deutsch E. and Bontekoe R., Blackwell Publishers, Oxford.

8. Vasiljev, Leonid S. (1989) Problems of the genesis of Chinese thought, Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх