The Faults in the World-Machine? The Problem of “Hybrid” Monsters in the Natural Philosophic Discussions in the Age of Mechanicism

 
PIIS004287440003887-0-1
DOI10.31857/S004287440003887-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor
Affiliation: V.I. Vernadsky Crimean Federal University
Address: Russian Federation, Simferopol
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 3
Pages159-171
Abstract

The aim of the paper is to explore the situation characterizing a Western Monster Studies during the century between the mid 17th and mid 18th cc. The Analysis is focused on the report of John Floyer, an English physician and writer, (1699) that contains a summary of views on essence of monstrosity and causes of monstrous births featuring the learned and popular circles of that time. Floyer’s convictions and line of reasoning are considered in the context of biological discoveries in the later part of the 17th c., natural philosophic theories connected with them, and tenets of the Renaissance monstrology. It allows of exposing innovative as well as traditional aspects proper to Floyer’s set of ideas and the discussed situation on the whole. It is found out that the innovative moment comprised explanation of monstrosity in embryogenetic terms and incremental discrediting of a notion that sexual intercourse between humans and animals can bring about hybrid creatures.  Meanwhile a belief in possibility of embryo’s physical transformation by force of mother’s imagination was the most evident aspect of continuity.The aim of the paper is to explore the situation characterizing a Western Monster Studies during the century between the mid 17th and mid 18th cc. The Analysis is focused on the report of John Floyer, an English physician and writer, (1699) that contains a summary of views on essence of monstrosity and causes of monstrous births featuring the learned and popular circles of that time. Floyer’s convictions and line of reasoning are considered in the context of biological discoveries in the later part of the 17th c., natural philosophic theories connected with them, and tenets of the Renaissance monstrology. It allows of exposing innovative as well as traditional aspects proper to Floyer’s set of ideas and the discussed situation on the whole. It is found out that the innovative moment comprised explanation of monstrosity in embryogenetic terms and incremental discrediting of a notion that sexual intercourse between humans and animals can bring about hybrid creatures.  Meanwhile a belief in possibility of embryo’s physical transformation by force of mother’s imagination was the most evident aspect of continuity.

KeywordsHistory of biology, preformation, ovism, epigenesis, hybridity, monsters, bestiality, Christian ethics, John Floyer, the Royal Society of London, The scientific revolution
AcknowledgmentResearch for this work was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 18-011-00601 «The “Book of Nature” in the Renaissance and early modern hermeneutic strategies».
Received30.01.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters52777
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вопросы философии. 2019. № 3. С. ?–?
2 Сбои в машине мира? Проблема «гибридных» монстров в научно-философских дискуссиях эпохи механицизма1 1. * Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18-011-00601 «“Книга Природы” в контексте герменевтических стратегий Возрождения и раннего Нового времени».
3 А.В. Карабыков
4 Цель статьи – рассмотреть ситуацию, отличавшую западноевропейское монстроведение в течение столетия между серединами XVII и XVIII вв. Анализ сфокусирован на сообщении английского врача и теолога Джона Флойера (1699 г.), в котором содержится сводка воззрений на сущность и причины появления врожденных уродств, принятых в ученых и народных кругах того времени. Исследуя мысль Флойера в контексте биологических открытий второй половины XVII в., причастных к ним научно-философских теорий, а также монстроведческих идей Ренессанса, автор раскрывает инновационные и традиционные черты, присущие этой мысли и названной ситуации в целом. Выясняется, что момент новации составляли установка на объяснение монструозности в терминах эмбриогенеза и постепенная дискредитация воззрения, согласно которому половые связи людей с животными могут быть причиной рождения гибридных существ. Наиболее зримой чертой преемственности являлась вера в возможность физической трансформации плода силой материнского воображения.
5 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: История биологии, преформизм, овизм, эпигенез, гибридность, монстры, скотоложство, христианская этика, Джон Флойер, Лондонское Королевское общество, Научная революция
6 Карабыков Антон Владимирович – Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Доктор философских наук, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры философии естественнонаучного профиля. meavox@mail.ru >>>>
7 Статья поступила в редакцию 20 апреля 2018 г.
8 Цитирование: Карабыков А.В. Сбои в машине мира? Проблема «гибридных» монстров в научно-философских дискуссиях эпохи механицизма // Вопросы философии. 2019. № 3. С. ?–?.
9 Введение: Почему Флойер? В последний год XVII в. в одном из номеров «Философских трудов» (Philosophical Transactions), журнала Лондонского Королевского общества, появилась заметка, в которой, как в капле, отразилась сфера монстроведческих воззрений эпохи, ознаменованной господством механицизма. В ее заглавии упоминались два известных врача: Джон Флойер2 (1649–1734), автор из Личфилда, и более именитый Эдвард Тайсон (1650–1708), член руководящего совета Общества, который на его заседании прочел вслух сообщение своего коллеги и, вероятно, способствовал его публикации. Заметка Флойера не во всем соответствовала стандартам, принятым в «Философских трудах». Странной была не тема – рассмотрение «двух монструозных поросят, [чьи морды] имели сходство с человеческими лицами» [Floyer 1699, 431]. Со времени основания журнала (1667 г.) и до середины следующего века статьи о монстрах и природных редкостях были в нем довольно часты. Подобная ситуация наблюдалась и в печатных органах континентальных научных академий3. Необычным был способ обращения с этой темой. Как правило, тексты такого рода исчерпывались в «Трудах» подробным описанием единичных монструозных явлений, свободным от явной теоретической нагруженности и спекуляций об их вероятных причинах, обсуждение которых составляло привилегию участников заседаний Общества [Da Costa 2004, 159–161]. Флойер охватывал взглядом три неоднотипных явления и сталкивал ряд соперничавших теорий, чтобы поднять выводы на такой уровень обобщенности, который позволил бы дать сколь возможно полное опровержение явно противной ему идеи. О том, что это за идея, он сообщил в преамбуле, где изложена, правда, весьма усеченно, цель сообщения – «показать, что искажение частей зародыша может вести к усвоению им облика других животных, без того, чтобы соитие [особей] двух видов [являлось подлинной причиной его зачатия]» [Floyer 1699, 431]. Говоря точнее и радикальнее, личфилдский врач хотел подорвать воззрение, бывшее топосом ренессансного монстроведения и еще имевшее власть над умами, согласно которому половые контакты людей с животными могут производить гибридных существ. Это явствует из его статьи, содержание которой сводится к следующему. Изложив свой замысел, Флойер приступает к рассмотрению первого происшествия, случившегося в том же году в одном из городков Стаффорда, где ему показали одного из упомянутых поросят. Врач в подробностях описывает уродство, побудившее очевидцев – как то было обычным в подобных случаях – думать, что эта особь в самом деле имела человеческое лицо, будучи зачатой мужчиной. По ходу осмотра автор приходит к выводу, что пресловутая антропоморфность была лишь условным сходством и, по всей видимости, объяснялась каким-то случайным механическим воздействием: необычным давлением матки, плаценты или единоутробных собратьев. Об этом свидетельствовал характер самой деформации, а также неповрежденность прочих частей поросячьего тела, нормальность собратьев и крайне малая вероятность альтернативных причин, к числу которых Флойер относит возможную травму свиноматки и влияние на плод ее воображения [Ibid., 431–432]. Тут же приводятся добытые им сведения об обстоятельствах зачатия, рождения и скоротечной жизни маленького уродца, тоже указывавших на ошибочность расхожей «бестиальной» трактовки. Затем вдруг – вопреки заявленным теме и цели – наш автор обращается к двум контрпримерам, которые, казалось, подтверждали факт существования настоящих гибридов, имея при этом разный бытийный статус. Одним из них служит мул, взятый вообще, как вид, чье наличие в природе было неоспоримым; другим – единичные «человеко-псы», «человеко-свиньи» и иные гибриды со страниц монстроведческих трактатов Амбруаза Паре (ок. 1510–1590), Фортунио Лицети (1577–1657) и других ученых не столь давнего прошлого4. Оба контрпримера сопровождаются скупыми комментариями, смысл которых был понятен образованным современникам Флойера и нуждается сейчас в реконструкции, которую я представлю ниже. Наконец, подхватывая брошенную нить повествования, наш автор завершает историю первого поросенка. Он делает вывод, что показанное выше «неестественное расположение частей, производимое каким-либо внешним вдавливанием», – очень частое явление у этих животных [Floyer 1699, 434]. В подтверждение Флойер приводит описание подобного монстра, присланного ему из другого графства. Подобно стаффордскому сородичу и всем уродцам такого вида, этот поросенок был опутан сетью домыслов, слухов, сплетен, склонявших к вере в «бестиальную» причину его рождения («крик, как у младенца» и пр.). Отказываясь от их обсуждения, Флойер вновь описывает наружность детеныша, выделяя сходства и различия обеих особей, и разрубает эту сеть, как гордиев узел, финальным утверждением: «Я считаю, что вымысел и нехватка наблюдения произвели больше монстров, чем когда-либо природа» [Ibid., 434]. Это была инвектива, которых так опасались в Лондонском Королевском обществе, представлявшем собой подобие джентльменского клуба, где строго блюли правила светской учтивости [Shapin 1998, 134–135]. То же опасение разделяли издатели «Философских трудов» – переводного журнала, определявшего международную репутацию Общества. Но поскольку ближайшей мишенью обвинения Флойера служили предубеждения непросвещенных масс, против которых первым выступал отец английского эмпиризма Бэкон (1561–1626), его сочли приемлемым. В то же время, подводя черту под всем сообщением, Флойер бил – на расстоянии и косвенно – по до-механистическим концепциям XVI в. и первой половины XVII в., где утверждалось, что одним из источников гибридных существ являются сексуальные связи людей с животными. На этом фоне выглядит странным то, что личфилдский врач, как большинство ученых того периода, поддерживал другой столп ренессансного монстроведения. Речь идет о воззрении, согласно которому воображение матери может физически трансформировать эмбрион, уподобляя его образу, потрясшему ее сознание. Итак, для чего я решил вернуть из забвения статью Джона Флойера? Служа превосходным образцом механистического подхода к проблематике монструозного, она может стать для нас столь же успешным проводником в очень запутанной ситуации, в которой на столетие увязла монстроведческая мысль Запада и разрешить которую она смогла только к концу XVIII в. благодаря мировоззренческому реваншу витализма. Трудность ситуации состояла в том, что объяснить причины врожденных уродств оказалось чрезвычайно проблематичным в рамках тех генеративных моделей, обоснование которых само явилось серьезной проблемой для поборников победившего механицизма. Положение усугублялось тем, что явление «гибридных» монстров явно противоречило аргументу от дизайна, развиваемому влиятельнейшей в то время естественной теологией. 2. Примечания

3. Согласно подсчетам Дж. Москосо, в период с 1667 по 1780 гг. в журнале Лондонского Королевского общества появилось не менее 100 публикаций, связанных с проявлениями монструозности. Причем их большая часть (около 40) увидела свет между 1667 и 1712 гг. Французская Академия наук опубликовала 130 статей по этой тематике в период с 1667 по 1780 гг. [Moscoso 1998, 359–360].

4. Из известных мне сочинений XVII в., чьи авторы разделяли представление о том, что из актов зоофилии могут возникать «смешанные» монстры, самой хронологически близкой к Флойеру была диссертация Иоганна Стрицерия Disputatio physica de monstro [Stricerius 1665]. Но есть все основания полагать, что их было больше. Кроме того, в 1708 г. увидел свет французский перевод трактата Лицети, упоминаемого Флойером [Liceti 1708].

Number of purchasers: 2, views: 1199

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up