К вопросу об истоках кантовского априоризма

 
Код статьиS004287440003883-6-1
DOI10.31857/S004287440003883-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан
Адрес: Республика Казахстан
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы176-184
Аннотация

В статье излагается идея, что всеобщие основоположения, предшествующие всякому опыту и совершенно независимые от него, выдвинутые и обоснованные у И. Канта и названные apriori, представляют наибольшие трудности с точки зрения объяснения их происхождения потому, что их обычно рассматривают в рамках теории познания. В учениях о познании всегда исходили из понимания всего мышления только как познавательного процесса, в котором преобладает необходимость отражения объекта познания. Автор статьи считает, что все мышление есть творчество образов того, что желательно субъекту и чего еще нет в действительности. Познание, то есть отражение, входит в творчество как часть. В создании образа желательного объект не противостоит субъекту, отсутствует какой бы то ни было опыт и процесс целиком носит доопытный, априорный характер. Это открытие принадлежит И. Канту.

Ключевые словамышление, субъект, объект, творчество, отражение, опыт, a priori, идея, познание, наука, деятельность, действительность
Получено15.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов31491
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Одним из самых трудных, иногда казавшихся даже неразрешимыми вопросов в различных учениях о познании был вопрос об истоках происхождения общих, исходных идей и форм мышления в целом, часто включая и формы чувственности. Попытки объяснения так называемых общих идей при отождествлении их с наблюдаемыми в опыте сходными явлениями, особенно характерные для представителей английской эмпирической школы – Беркли, Бэкона, Локка и других, постепенно обнаружили свою несостоятельность. Становилось ясно: сколько бы восприятий ни накопилось в опыте – образов сходных вещей и явлений, накладываемых на один общий, единый, образ – этот образ не превращается в понятие, то есть не возникает та форма мышления, которая охватывала бы не только все наличные, но и возможные случаи данного явления и могла их объяснить. Именно в этом смысле употребляли термин «идея» английские философы-эмпирики и их последователи. Кант, можно сказать, впервые развел термины «понятие» и «идея», что в дальнейшем развил Гегель, отнеся их к совершенно разным сферам мышления: понятия – к сфере сущего, то есть познания, иначе говоря, отражения, того, что есть, а идеи – к сфере должного, то есть того, что создает нечто новое.
2 В доказательстве несостоятельности эмпирической точки зрения Кант занимает особое место. Известно, что Кант исходил из того, что абсолютными критериями понятия являются и должны являться всеобщность и необходимость в том смысле, что все образы наблюдаемых и могущих быть наблюдаемыми сходных явлений должны отвечать этим критериям. Иначе они являются не понятиями, а в лучшем случае общими представлениями. Понятия не терпят исключений, а общие представления их допускают, тем самым сводя на нет всеобщность и необходимость. Представления, подобные тому, что все лебеди белы, рушатся сразу, если в опыте обнаружится только один случай черного лебедя и т.д. Следовательно, понятия выражают определенный закон. Между тем, как показывает любой познавательный акт, даже самые элементарные восприятия совершаются в рамках определенных форм мышления и идей, им предшествующих и их организующих. Кроме чувственных форм пространства и времени, другие определяющие и организующие формы носят скорее логический характер или форму основоположений. Иначе говоря, они не плод и не порождение опыта; они имеются a priori.
3 Рассматривая вопрос в целом в рамках познавательного отношения и не видя, какие потребности или нужды могут способствовать образованию здесь каких-то идей до всякого опыта, Кант скорее счел необходимым признать факт наличия таких идей. Даже в сфере нравов, как он полагает, это хорошо видно. «...Долг как долг вообще заключается – до всякого опыта – в идее разума, определяющего волю априорными основаниями». И там же: «...нельзя отрицать, что значение нравственного закона до такой степени обширно, что он имеет силу не только для людей, но и для всех разумных существ вообще, не только при случайных обстоятельствах и в исключительных случаях, а безусловно необходимо». И на той же странице: «...каким образом законы определения нашей воли могли бы приниматься за законы определения воли разумного существа вообще и только как таковые считаться законом и для нашей воли, если бы они были только эмпирическими и не брали свое начало совершенно a priori в чистом, но практическом разуме?» [Кант 1965а, 245].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1306

Оценка читателей: голосов 0

1. Гегель 1974 – Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1974 (Hegel, Encyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse).

2. Кант 1965а – Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965 (Kant, Grundlegung zur Metaphysik der Sitten).

3. Кант 1965б – Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965 (Kant, Die Metaphysik der Sitten).

4. Абишев 1993 – Абишев К. Формирование категорий сферы сущности и целостности в индивидуальном развитии. Алматы: Гылым, 1993.

5. Абишев 2014 – Абишев К. Мышление и бытие // Вопросы философии. 2014. № 3. С. 62–72.

6. Абишев 2015 – Абишев К. В.И. Ленин об отношении мышления к бытию и проблема онтологического статуса человеческой субъективности // Вопросы философии. 2015. № 6. С. 29–40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх