Marx and Kant’s Dialectics: Commodity Fetishism as Transcendental Illusions?

 
PIIS004287440003881-4-1
DOI10.31857/S004287440003881-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: University of Helsinki
Address: Finland
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages137-147
Abstract

In recent discussions around Marx’s Capital, the concept of fetishism and its place in the critique of political economy has obtained considerably more attention than in the Marx scholarship of previous decades. However, all consequences of the more prominent role which the idea of fetishism is obtaining in Marx’s theory, have not so far yet been worked out. In this paper I discuss the critical function of the fetishism theory in Marx, which brings his methodological aspirations closer to Kant’s critical philosophy. There is a clear parallelism between fetishism theory and Kant’s idea of transcendental dialectics as a “logic of illusions”. The so-called “dialectical method” in Marx’s Capital concerns actually only the second phase of the movement of the method, viz. the exposition of the results of inquiry. Dialectical exposition does not discover new facts; it only lays bare the fetishistic illusions which arise on the “surface” of capitalist economy. In doing this, it justificates the concepts Marx uses in his critique of political economy and helps to overcome the empiristic stance of the previous analytic phase of investigation.

Keywordsdialectics, fetishism theory, critique of political economy, Marx, Kant, Hegel, transcendental dialectics, Marx method
Received14.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters35608
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Но тут он [Фердинанд Лассаль], к своему огорчению, увидит, что одно дело – путем критики впервые довести науку до такого уровня, чтобы ее можно было представить диалектически, и совсем другое дело – применить абстрактную, готовую систему логики к туманным представлениям о такой именно системе. Маркс – Энгельсу, 1 февраля 1858
2 В этой статье я обращусь к Марксовой теории товарного фетишизма и попытаюсь показать, что здесь открывается перспектива, позволяющая увидеть в методе изложения «Капитала» важные аналогии с кантовской концепцией диалектики как «логики иллюзий». Я говорю аналогии, ибо ясно, что Маркс не «кантианец»; на самом деле нет свидетельств, что он когда-либо глубоко изучал Канта. Но поскольку Маркс критикует абсолютный идеализм Гегеля, он волей-неволей приближается к тем «реалистическим» позициям Канта, которые Гегель пытался преодолеть. На это до сих пор не обращалось достаточного внимания в современных дискуссиях по теории Маркса. На более ранних стадиях рецепции идей Маркса, во времена Второго и Третьего Интернационала, теория фетишизма находилась на периферии восприятия экономической теории Маркса. Ни Каутский, ни Ленин, ни Грамши не особо отмечали ее. Новая тематизация этого понятия возникла только в начале 2000-х гг.
3

О пути Маркса к теории фетишизма

4 По мнению редакторов нового издания трудов Маркса и Энгельса (Marx – Engels – Gesamtausgabe, или MEGA), Маркс уже в 1864–1865 гг. должен был дать более-менее полный «обзор всех форм фетишизма» [MEGA II/5, 26]. Придерживаясь этой интерпретации, усматривающей достаточно развитую теорию фетишизма на относительно ранней стадии экономических исследований Маркса, редакторы MEGA дают в предметном указателе под рубрикой «Фетишизм» множество ссылок, как бы указывающих, что Маркс говорит о фетишизме в связи с анализом товаров уже в конце 1850-х и особенно в начале 1860-х, в подготовительных рукописях к «Капиталу» в 1861–1863-м и 1864–1865-м. В самом деле, существуют десятки редакторских отсылок к пунктам «Товарный фетишизм» или «Фетишизм» в предметных указателях комментаторских томов MEGA.
5 Однако, если проверить ссылки, сразу же станет ясно, что Маркс, как правило, не использовал выражения «фетишизм» или «товарный фетишизм» в местах, на которые даны эти ссылки. Почти во всех случаях ссылок из рубрики «Фетишизм» Маркс лишь в более общих терминах говорит о том факте, что при капитализме общественные отношения между людьми осуществляются в овеществленной (vergegenständliche) форме. Видимо, первый раз термин «фетишизм» использовался в ходе критики политической экономии в Grundrisse, в 1857–1858-м, где он встречается однажды [MEGA II/1.2, 567]. В тексте первого издания «Капитала» (1867) термин встречается дважды – во втором случае как «денежный фетиш» (Geldfetisch) [MEGA II/5, 50, 59]. А в Прибавлении (Anhang) к первой главе, которое Маркс писал наспех и отправил издателю после того, как рукопись уже была завершена, этот термин упоминается еще дважды, в первом случае – в заглавии [MEGA II/5, 637, 638].

Number of purchasers: 3, views: 2310

Readers community rating: votes 0

1. Backhaus, Hans-Georg (1997) Dialektik der Wertform, Ca ira, Freiburg.

2. Heinrich, Michael (2008) Wie Das Marxsche Kapital Lesen? Teil 1, Leseanleitung und Kommentar zum Anfang des “Kapital”, Schmetterling Vlg., Stuttgart.

3. Renault, Emmanuel (2009) “Qu’y a-t-il au juste de dialectique dans Le Capital de Marx?”, Marx – Relire Le Capital, Frank Fischbach (ed.), PUF, Paris, pp. 43–76.

4. Zeleny, Jindrich (1972) Die Wissenschaftslogik bei Marx und “Das Kapital”, Europaische Verlagsanstalt, Frankfurt am Main, etc

Система Orphus

Loading...
Up