Диалектика Маркса и Канта: товарный фетишизм как логика иллюзий?

 
Код статьиS004287440003881-4-1
DOI10.31857/S004287440003881-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет Хельсинки
Адрес: Финляндия
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы137-147
Аннотация

В недавних дискуссиях вокруг Марксова «Капитала» понятие фетишизма и его место в критике политической экономики привлекли намного больше внимания, чем в марксоведении предыдущих десятилетий. До сих пор, однако, должным образом не осмыслены последствия, проистекающие из той более значительной роли, которую идея фетишизма обретает в теории Маркса. В этой статье обсуждается критическая функция концепции фетишизма у Маркса, сближающая его методологические устремления с критической философией Канта. Существует явный параллелизм между концепцией фетишизма и кантовской идеей трансцендентальной диалектики как «логики иллюзии». Так называемый «диалектический метод» в «Капитале» Маркса касается фактически только второй фазы движения метода, а именно изложения результатов исследования. Диалектическое изложение не открывает новых фактов; оно лишь обнажает фетишистские иллюзии, возникающие на «поверхности» капиталистической экономики. Тем самым оно подтверждает понятия, используемые Марксом в критике политической экономии, и помогает преодолеть эмпиристскую установку предшествующей, аналитической фазы исследования.

Ключевые словадиалектика, теория фетишизма, критика политической экономии, Маркс, Кант, Гегель, трансцендентальная диалектика, метод Маркса
Получено14.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов35608
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Но тут он [Фердинанд Лассаль], к своему огорчению, увидит, что одно дело – путем критики впервые довести науку до такого уровня, чтобы ее можно было представить диалектически, и совсем другое дело – применить абстрактную, готовую систему логики к туманным представлениям о такой именно системе. Маркс – Энгельсу, 1 февраля 1858
2 В этой статье я обращусь к Марксовой теории товарного фетишизма и попытаюсь показать, что здесь открывается перспектива, позволяющая увидеть в методе изложения «Капитала» важные аналогии с кантовской концепцией диалектики как «логики иллюзий». Я говорю аналогии, ибо ясно, что Маркс не «кантианец»; на самом деле нет свидетельств, что он когда-либо глубоко изучал Канта. Но поскольку Маркс критикует абсолютный идеализм Гегеля, он волей-неволей приближается к тем «реалистическим» позициям Канта, которые Гегель пытался преодолеть. На это до сих пор не обращалось достаточного внимания в современных дискуссиях по теории Маркса. На более ранних стадиях рецепции идей Маркса, во времена Второго и Третьего Интернационала, теория фетишизма находилась на периферии восприятия экономической теории Маркса. Ни Каутский, ни Ленин, ни Грамши не особо отмечали ее. Новая тематизация этого понятия возникла только в начале 2000-х гг.
3

О пути Маркса к теории фетишизма

4 По мнению редакторов нового издания трудов Маркса и Энгельса (Marx – Engels – Gesamtausgabe, или MEGA), Маркс уже в 1864–1865 гг. должен был дать более-менее полный «обзор всех форм фетишизма» [MEGA II/5, 26]. Придерживаясь этой интерпретации, усматривающей достаточно развитую теорию фетишизма на относительно ранней стадии экономических исследований Маркса, редакторы MEGA дают в предметном указателе под рубрикой «Фетишизм» множество ссылок, как бы указывающих, что Маркс говорит о фетишизме в связи с анализом товаров уже в конце 1850-х и особенно в начале 1860-х, в подготовительных рукописях к «Капиталу» в 1861–1863-м и 1864–1865-м. В самом деле, существуют десятки редакторских отсылок к пунктам «Товарный фетишизм» или «Фетишизм» в предметных указателях комментаторских томов MEGA.
5 Однако, если проверить ссылки, сразу же станет ясно, что Маркс, как правило, не использовал выражения «фетишизм» или «товарный фетишизм» в местах, на которые даны эти ссылки. Почти во всех случаях ссылок из рубрики «Фетишизм» Маркс лишь в более общих терминах говорит о том факте, что при капитализме общественные отношения между людьми осуществляются в овеществленной (vergegenständliche) форме. Видимо, первый раз термин «фетишизм» использовался в ходе критики политической экономии в Grundrisse, в 1857–1858-м, где он встречается однажды [MEGA II/1.2, 567]. В тексте первого издания «Капитала» (1867) термин встречается дважды – во втором случае как «денежный фетиш» (Geldfetisch) [MEGA II/5, 50, 59]. А в Прибавлении (Anhang) к первой главе, которое Маркс писал наспех и отправил издателю после того, как рукопись уже была завершена, этот термин упоминается еще дважды, в первом случае – в заглавии [MEGA II/5, 637, 638].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2581

Оценка читателей: голосов 0

1. MEGA (Marx–Engels–Gesamtausgabe), Dietz Verlag, 1972–1999, Akademie-Verlag, 1999–, Berlin.

2. Гегель 1972 – Гегель Г. В.Ф. Наука логики. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1972 (Hegel, G.W.F. Wissenschaft der Logik. Bd. II).

3. Кант 1994 – Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 8 т. М.: Чоро, 1994. Т. 3 (Kant I. Kritik der reinen Vernunft, Russian translation).

4. Маркс, Энгельс 1955–1981 – Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., в 50 т. М.: Политиздат, 1955–1981 (Marx K., Engels F. Werke. Russian translation).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх