Ilyenkov and Language

 
PIIS004287440003879-1-1
DOI10.31857/S004287440003879-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: University of Comenius
Address: Slovakia, Bratislava
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages117-127
Abstract

The article analyses the relation of E.V. Ilyenkov to the phenomenon of language. His approach, it is shown, had its roots in his explication of notion of ideal which led him to assign priority to work with respect to language at a general level as well as at the level ontogenesis of human infants. Two additional factors shaped his approach to the phenomenon of language. The first was his negative approach to disciplines investigating the structure of language: mathematical logic, logical semantics, and philosophy of language. The second was his treatment of Hegel’s philosophy from which he took over only those features that were appropriated and further developed by Marx. The article gives an analysis of Ilyenkov’s view on the educational process of deafblind children in Zagorsk and it shows that this view contradicted the views on that process presented in the works of Meshcheryakov and Sirotkin. Finally, the article provides a characterization of work and of its relation to work.

KeywordsIlyenkov, ideal, labour, language, mathematical logic, logical semantics, ontogenesis, deaf-blind-mute children, Zagorsk
AcknowledgmentThe study was conducted under a VEGA grant number 1/0036/17.
Received14.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters29469
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Ильенков под влиянием Спинозы очерчивает сферу идеального путем разграничения между немыслящим и мыслящим телом таким образом, что в то время как движения первого определяются собственной формой этого тела, второе «испытывает и воспринимает вызванное внешним телом действие внутри самого себя как внешнее тело, как его, а не свою собственную форму, конфигурацию и положение в пространстве» [Ильенков 1974a, 27–28], и где это испытание и восприятие является не пассивным, а активным. Мыслящее тело «активно строит (конструирует) форму (траекторию) своего движения в пространстве сообразно с формой (с конфигурацией и положением) другого тела, согласовывая форму своего движения (своего действия) с формой этого другого тела, причем любого» [Ильенков 1974a, 33].
2 Эти размышления приводят его к характеристике мышления в наиболее общем виде, как «способность обращаться с любым другим телом, находящимся вне своего собственного тела, сообразно с формой, расположением и значением его в составе окружающего мира» [Ильенков 1977, 95]. Он признает, однако, что такой общей характеристике соответствует также деятельность животных и, следовательно, не может выразить специфику человеческого мышления. Эту специфику он находит в деятельности «с вещами, созданными человеком для человека» [Ильенков 1977, 95].
3 Понятие идеального Ильенков обрисовывает следующим образом: «Это форма вещи, но существующая вне этой вещи и именно в деятельности человека как форма этой деятельности. Или, наоборот, это форма деятельности человека, но вне этого человека, как форма вещи» [Iljenkow 1979, 148]. В основе этого понимания лежит применение Ильенковым идей Маркса о функционировании денежных знаков в процессе товарного обмена.
4 Согласно Марксу, тот факт, что деньги приобрели статус денежного знака, основывается на их функции как меры стоимости. Это означает, что в процессе обмена товарами, физическое тело одного конкретного вида товара (золото) становится единственным носителем, воплощением стоимости всех тех товаров, на которые он обменивается. Но тем не менее эта физическая форма отличается от формы стоимости. Маркс выражает это следующим образом: «Цена, или денежная форма товаров, как и вообще их стоимостная форма, есть нечто, отличное от их чувственно воспринимаемой реальной телесной формы, следовательно, – форма лишь идеальная, существующая лишь в представлении» [Маркс 1960, 105].
5 По Ильенкову, форма стоимости
6 …«идеальна» потому, что не заключает в себе ни одного атома вещества того тела, в котором она представлена, ибо это форма совсем другого тела. И это другое тело присутствует здесь не телесно-вещественно – «телесно» оно находится совсем в другой точке пространства, – а только опять-таки «идеально», ни одного атома его вещества здесь тоже нет [Iljenkow 1979, 150].

Number of purchasers: 3, views: 2314

Readers community rating: votes 0

1. Asmus 1947 – Asmus V.F. Logika. M., 1947 (Asmus V.F. Logic. In Russian).

2. Gil'bert, Akkerman 1947 – Gil'bert D., Akkerman V. Osnovy teoreticheskoj logiki. M., 1947 (Hilbert D., Ackermann W. Grundzuge der Theoretischen Logik. Russian translation).

3. Dubrovskij 1989 – Dubrovskij D.I. Slepoglukhonemota. M., 1989 (Dubrovskij D.I. Deaf-mute-blindness. In Russian).

4. Il'enkov 1960 – Il'enkov Eh.V. Dialektika abstraktnogo i konkretnogo v «Kapitale» K. Marksa. M., 1960 (Ilyenkov E.V. The Dialectics of the Concrete and Abstract in Marx’s “Capital”. In Russian).

5. Il'enkov 1962a – Il'enkov Eh.V. Ideal'noe // Filosofskaya ehntsiklopediya. T. 2. M., 1962. C. 219–227 (Ilyenkov E.V. The Ideal. In Russian).

6. Il'enkov 1962b – Il'enkov Eh.V. Ponimanie abstraktnogo i konkretnogo v dialektike i formal'noj logike // Dialektika i logika. Formy myshleniya. M., 1962. C. 172–211 (Ilyenkov E.V. The Understanding of Abstract and Concrete in Dialectics and Formal Logic. In Russian).

7. Il'enkov 1973 – Il'enkov Eh.V. Gegel' i problema predmeta logiki // Filosofiya Gegelya i sovremennost'. M., 1973. C. 120–144 (Ilyenkov E.V. Hegel and the Problem of the Subject-matter of Logic. In Russian).

8. Il'enkov 1974a – Il'enkov Eh.V. Dialekticheskaya logika. M., 1974 (Ilyenkov E.V. Dialectical logic. In Russian).

9. Il'enkov 1974b – Il'enkov Eh.V. Myshlenie i yazyk u Gegelya // Doklady Kh Mezhdunarodnogo gegelevskogo kongressa. Vypusk IV. M., 1974. C. 69–81 (Ilyenkov E.V. Thinking and Language in Hegel. In Russian).

10. Il'enkov 1974v – Il'enkov Eh.V. Gegel' i germenevtika // Voprosy filosofii. M., 1974. № 4. C. 66–78 (Ilyenkov E.V. Hegel and Hermeneutics. In Russian).

11. Il'enkov 1977 – Il'enkov Eh.V. Soobrazheniya po voprosu ob otnoshenii myshleniya i yazyka (rechi) // Voprosy filosofii. M., 1977. № 6. C. 92–96 (Ilyenkov E.V. Consideration of the Question on the Relation of Thinking and Language (Speech). In Russian).

12. Il'enkov 1987 web – Il'enkov Eh.V. Dialektika i germenevtika // Sovremennye zarubezhnye kontseptsii dialektiki. Kriticheskie ocherki. M., 1987. C. 133–163. http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%98/iljenkov-evaljd-vasiljevich/dialektika-i-germenevtika (Ilyenkov E.V. Dialectic and Hermeneutics. In Russian).

13. Il'enkov 1991 – Il'enkov Eh.V. Otkuda beretsya um? // Filosofiya i kul'tura. M., 1991. C. 30–42 (Ilyenkov E.V. Where does Reason come from? In Russian).

14. Il'enkov 1997 – Il'enkov Eh.V. Dialektika abstraktnogo i konkretnogo v nauchno-teoreticheskom myshlenii. M., 1997 (Ilyenkov E.V. Dialectics of the Abstract and the Concrete in the Scientific Theoretical Thinking. In Russian).

15. Il'enkov 2009 – Il'enkov Eh.V. O polozhenii s filosofiej (pis'mo v TsK partii). // Ehval'd Vasil'evich Il'enkov. M., 2009. C. 378–387 (Ilyenkov E.V. On the Situation of Philosophy (Letter to the Central Committee of the Party). In Russian).

16. Klini 1957 – Klini S.K. Vvedenie v metamatematiku. M., 1957. (Kleene S. Introduction to Metamathematics).

17. Klini 1973 – Klini S.K. Matematicheskaya logika. M., 1973. (Kleene S. Mathematical Logic. Russian translation).

18. Kondakov 1954 – Kondakov N.I. Logika. M., 1954 (Kondakov N.I. Logic. In Russian).

19. Marks 1960 – Marks K. Kapital // Marks K., Ehngel's F. Sochineniya. 2 izd. T. 23. M.: Politizdat, 1960 (Marx K. Das Kapital. Bd. I. Russian translation).

20. Mescheryakov 1968a – Mescheryakov A.I. Obsuzhdenie problem razvitiya psikhiki pri defektakh organov chuvstv u cheloveka // Voprosy psikhologii. M., 1968. № 5. C. 157–160 (Meshcheriakov A.I. Discussion of Problems of the Development of Mind in a Human Being with Defects of Sensory Organs. In Russian).

21. Mescheryakov 1968b – Mescheryakov A.I. Kak formiruetsya chelovecheskaya psikhika pri otsutstvii zreniya, slukha i rechi // Voprosy filosofii. M., 1968. № 9. C. 109–118 (Meshcheriakov A.I. How the Human Mind is Formed in the Absence of Sight, Hearing and Speech. In Russian).

22. Mescheryakov 1971 – Mescheryakov A.I. Razvitie sredstv obscheniya u slepoglukhonemykh detej // Voprosy filosofii. M., 1971. № 8. C. 125–135 (Meshcheriakov A.I. The Development of the Means of Communication in Blind-deaf-mute Children. In Russian).

23. Mescheryakov 1974 – Mescheryakov A.I. Slepoglukhonemye deti. M., 1974 (Meshcheriakov A.I. Blind-deaf-mute children. In Russian)

24. Sirotkin 1977a – Sirotkin S.A. Chem luchshe myshleniyu vooruzhat'sya – zhestom ili slovom? // Voprosy filosofii. M., 1977. № 6. C. 96–101 (Sirotkin S.A. Which is the Better Way for Thinking to Arm itself – by Gesture or Word? In Russian).

25. Sirotkin 1977b – Sirotkin S.A. Perekhod ot zhesta k slovu // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ceriya 14. Psikhologiya. M., 1977. № 2. S. 53–60 (Sirotkin S.A. The Transition from Gesture to Word. In Russian).

26. Sirotkin, Shakenova 1988 – Sirotkin S.A., Shakenova Eh.K. O kontseptsii «iskusstvennogo formirovaniya» chelovecheskoj psikhiki v tiflosurdopedagogike // Defektologiya. M., 1988. № 1. C. 16–22 (Sirotkin S.A., Shakenova E.K. On the Conception of the ‘Artificial Shaping’ of Human Mind in the Blind-deaf Pedagogy. In Russian).

27. Strogovich 1949 – Strogovich M.S. Logika. M., 1949 (Strogovich M. S. Logic. In Russian).

28. Tarskij 1948 – Tarskij A. Vvedenie v logiku i metodologiyu deduktivnykh nauk. M., 1948 (Tarski A. Introduction to Logic and to the Methodology of Deductive Sciences. Russian translation).

29. Chyorch 1960 – Chyorch A. Vvedenie v matematicheskuyu logiku. M., 1960 (Church A. Introduction to Mathematical Logic. Russian translation).

30. Iljenkow, Ewald W. (1979) Die Dialektik des Abstrakten und Konkreten im «Kapital» von Karl Marx, Das europaische Buch, Berlin.

Система Orphus

Loading...
Up