Psychological Aspects of the Logic of Process

 
PIIS004287440003873-5-1
DOI10.31857/S004287440003873-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Yaroslavl State University. P.G. Demidov
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 2
Pages41-47
Abstract

In the article described the psychological bases of the P-syllogism: Piaget's theory of the development of intellectual operations and theory of early cognitive development. On material of researches within cultural-historical approach was shown the possibilities of interpretation of empirical data, proceeding from the assumption of existence of two universally true and irreducible types of the apodictically evidence. The literature data can be interpreted as a divergence of physical and social representations. Physical representations characterize the sphere of reality about which is a researcher's task. Social representations characterize understanding of researcher's assessment of the answer by the probationers. Divergence of physical representations of mental healthy and adaptive probationers can be considered insignificant. Divergence of probationers answers are defined by orientation of probationers culture to the S-syllogism or the P-syllogism. Draw a conclusion from the assumption of the validity of the P-syllogism. In literature was described not ideas of probationers about reality (physical representations), but cultural norms of the reasoning’s, clear, i.e. "correct" from the point of view of representatives of the corresponding culture (social representation). Given are two version of the P-syllogism. in the P-syllogism is psychologically important the restriction of a possibility of evaluative judgment. On the example of decision making about vaccination finded possibility of the productive interaction between partners.

Keywordsdevelopment psychology, cultural-historical approach, logic of process, decision-making
AcknowledgmentThe article is granted by RFBR, project No 17-03-00672, “Logic of a process: an interdisciplinary approach”.
Received14.03.2019
Publication date27.03.2019
Number of characters18499
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Наше участие в обсуждении статьи «Процессуальная логика и ее обоснование» может быть продуктивным, если мы покажем, во-первых, психологические основания П-силлогизма и, во-вторых, следствия признания его истинным. Для содержательного обсуждения собственно проблематики доказательства и суждения требуется квалификация, которой автор данной статьи, будучи психологом, не имеет.
2 Основное положение автор формулирует так: «Силлогизм 1 и Силлогизм 2 представляют собой два (1) универсально истинных и (2) взаимно несводимых типа аподиктического доказательства».
3 Для решения первой задачи воспользуемся другой авторской формулировкой основного положения: «…мы имеем дело с действователями, претерпевающими и процессами, протекающими между ними». Покажем, что данная формулировка согласуется с теоретическими положениями психологии развития. Ж. Пиаже пишет:
4 С обыденной точки зрения внешний мир является полностью обособленным от субъекта... Однако на деле такая интерпретация акта познания как чисто пассивного акта опровергается на всех уровнях развития, и в частности сенсомоторном и доречевом уровнях когнитивной адаптации и интеллекта. В действительности, для того чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их: он должен перемещать их, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. Следовательно, граница между субъектом и объектом никоим образом не установлена заранее и, что еще важнее, не является стабильной. В самом деле, во всяком действии соединено участие субъекта и объекта… Источник знания лежит ни в объектах, ни в субъекте, а во взаимодействиях – первоначально неразделимых – между субъектом и этими объектами [Пиаже 2001, 107].
5 Заметим, что теория развития интеллектуальных операций Ж. Пиаже в настоящее время обсуждается в психологии скорее как теория стадий, этапов или уровней интеллектуального развития. Например, Е.А. Сергиенко пишет: «Многократно подтвержденные опыты с имитацией младенцев заставляют согласиться, что задолго до 8-месячного возраста, оцененного Пиаже как первый этап сенсомоторной интеграции, младенцы демонстрируют способность к интегративным действиям, предполагающим наличие репрезентации» [Сергиенко 2006, 357].
6 Современные исследования добавляют новое измерение психического развития. К физическому миру, о познании которого во взаимодействии писал Ж. Пиаже, добавляется социальный мир. Экологическое Я и интерперсональное Я ребенка характеризуют относительно независимое развитие ребенка в физическом и социальном мирах. Е.А. Сергиенко так описывает механизм координации экологического и интерперсонального Я: «Возникают “треугольные отношения”, включающие и объект, и индивида. Дети начинают испытывать общие психические состояния со взрослым по отношению к объекту или событию» [Там же]. Подразумевается процесс сложной координация «картин двух миров» = физического и социального.

Number of purchasers: 2, views: 1636

Readers community rating: votes 0

1. Luriya 1997 – Luriya A.R. Ob istoricheskom razvitii poznavatel'nykh protsessov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 1997. № 4. S. 5–17 (Luriya, Alexander R., About historical development of cognitive processes, in Russian).

2. Piazhe 2001 – Piazhe Zh. Teoriya Piazhe / Zhan Piazhe: teoriya, ehksperimenty, diskussii. M.: Gardariki, 2001. S. 106–157 (Piaget, Jean, Selected Works in Russian Translation).

3. Glebkin, Kovtunenko, Krysova 2017 – Glebkin V.V., Kovtunenko A.E., Krysova E.A. Reshenie kontrfaktual'nykh zadach i situativnoe poznanie // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2017. T. 13. № 2. S. 41–49.

4. Ponomarev 2007 – Ponomarev I.V. Diskussionnye voprosy kross-kul'turnykh issledovanij vliyaniya gramotnosti na kognitivnoe razvitie i kontseptsiya simprakticheskogo obschestva // Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. 2007. № 4. S. 59–67.

5. Sergienko 2006 – Sergienko E.A. Rannee kognitivnoe razvitie: Novyj vzglyad. M.: Institut psikholorii RAN, 2006.

6. Smirnov, Solondaev 2017 – Smirnov A.V., Solondaev V.K. Logika osmysleniya roditelyami profilakticheskikh privivok // Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. T. 9. № 5 (46) http://www.mprj.ru/archiv_global/2017_5_46/nomer02.php.

Система Orphus

Loading...
Up