Психологические аспекты процессуальной логики

 
Код статьиS004287440003873-5-1
DOI10.31857/S004287440003873-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы41-47
Аннотация

В статье обсуждаются психологические основания П-силлогизма: теория развития интеллектуальных операций и теория раннего когнитивного развития. На материале исследований в рамках культурно-исторического подхода рассматриваются возможности интерпретации эмпирических данных, исходя из предположения о существовании двух универсально истинных и взаимно несводимых типов аподиктического доказательства. Описанные в литературе данные предлагается интерпретировать как рассогласование физических и социальных репрезентаций. Физические репрезентации характеризуют сферу реальности, о которой идет речь в задании исследователя. Социальные репрезентации характеризуют то, как понимает испытуемый оценку ответа исследователем. Различия физических репрезентаций психически здоровых и адаптивных испытуемых можно считать несущественными. Различия ответов определяются ориентацией на С-силлогизм или П-силлогизм культуры, в которую включены испытуемые. Из предположения об истинности П-силлогизма следует вывод, что в литературе описаны не представления испытуемых о реальности (физические репрезентации), а культурные нормы рассуждений, понятных, то есть «правильных» с точки зрения представителей соответствующей культуры (социальная репрезентация). Приведены два варианта П-силлогизма. Показано психологически существенное ограничение возможности оценочного суждения в П-силлогизме. На примере принятия решения о вакцинации обоснована возможность продуктивного взаимодействия при сохранении различий логик осмысления ситуации взаимодействующими субъектами.

Ключевые словапсихология развития, культурно-исторический подход, процессуальная логика, принятие решений
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 17-03-00672 «Логика процесса в междисциплинарной перспективе».
Получено14.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов18499
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Наше участие в обсуждении статьи «Процессуальная логика и ее обоснование» может быть продуктивным, если мы покажем, во-первых, психологические основания П-силлогизма и, во-вторых, следствия признания его истинным. Для содержательного обсуждения собственно проблематики доказательства и суждения требуется квалификация, которой автор данной статьи, будучи психологом, не имеет.
2 Основное положение автор формулирует так: «Силлогизм 1 и Силлогизм 2 представляют собой два (1) универсально истинных и (2) взаимно несводимых типа аподиктического доказательства».
3 Для решения первой задачи воспользуемся другой авторской формулировкой основного положения: «…мы имеем дело с действователями, претерпевающими и процессами, протекающими между ними». Покажем, что данная формулировка согласуется с теоретическими положениями психологии развития. Ж. Пиаже пишет:
4 С обыденной точки зрения внешний мир является полностью обособленным от субъекта... Однако на деле такая интерпретация акта познания как чисто пассивного акта опровергается на всех уровнях развития, и в частности сенсомоторном и доречевом уровнях когнитивной адаптации и интеллекта. В действительности, для того чтобы познавать объекты, субъект должен действовать с ними и поэтому трансформировать их: он должен перемещать их, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. Следовательно, граница между субъектом и объектом никоим образом не установлена заранее и, что еще важнее, не является стабильной. В самом деле, во всяком действии соединено участие субъекта и объекта… Источник знания лежит ни в объектах, ни в субъекте, а во взаимодействиях – первоначально неразделимых – между субъектом и этими объектами [Пиаже 2001, 107].
5 Заметим, что теория развития интеллектуальных операций Ж. Пиаже в настоящее время обсуждается в психологии скорее как теория стадий, этапов или уровней интеллектуального развития. Например, Е.А. Сергиенко пишет: «Многократно подтвержденные опыты с имитацией младенцев заставляют согласиться, что задолго до 8-месячного возраста, оцененного Пиаже как первый этап сенсомоторной интеграции, младенцы демонстрируют способность к интегративным действиям, предполагающим наличие репрезентации» [Сергиенко 2006, 357].
6 Современные исследования добавляют новое измерение психического развития. К физическому миру, о познании которого во взаимодействии писал Ж. Пиаже, добавляется социальный мир. Экологическое Я и интерперсональное Я ребенка характеризуют относительно независимое развитие ребенка в физическом и социальном мирах. Е.А. Сергиенко так описывает механизм координации экологического и интерперсонального Я: «Возникают “треугольные отношения”, включающие и объект, и индивида. Дети начинают испытывать общие психические состояния со взрослым по отношению к объекту или событию» [Там же]. Подразумевается процесс сложной координация «картин двух миров» = физического и социального.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1479

Оценка читателей: голосов 0

1. Лурия 1997 – Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов // Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 5–17 (Luriya, Alexander R., About historical development of cognitive processes, in Russian).

2. Пиаже 2001 – Пиаже Ж. Теория Пиаже / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001. С. 106–157 (Piaget, Jean, Selected Works in Russian Translation).

3. Глебкин, Ковтуненко, Крысова 2017 – Глебкин В.В., Ковтуненко А.Е., Крысова Е.А. Решение контрфактуальных задач и ситуативное познание // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 41–49.

4. Пономарев 2007 – Пономарев И.В. Дискуссионные вопросы кросс-культурных исследований влияния грамотности на когнитивное развитие и концепция симпрактического общества // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 59–67.

5. Сергиенко 2006 – Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд. М.: Институт психолоrии РАН, 2006.

6. Смирнов, Солондаев 2017 – Смирнов А.В., Солондаев В.К. Логика осмысления родителями профилактических прививок // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2017. T. 9. № 5 (46) http://www.mprj.ru/archiv_global/2017_5_46/nomer02.php.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх