А.Г. Погоняйло. Мышление и созерцание. Материалы к лекциям по истории философии

 
Код статьиS004287440003634-2-1
DOI10.31857/S004287440003634-2
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва А.Г. Погоняйло. Мышление и созерцание. Материалы к лекциям по истории философии. СПб.: Наука, 2017 (серия «Слово о сущем
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: ESSE: Философские и теологические исследования
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы212-216
Аннотация

  

Ключевые слова
Источник финансированияПубликация подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-03-00-669.
Получено15.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов23409
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История философии — менее всего наука о «былом», как это представляется рассудку. Она — о настоящем: о неизбывном, пребывающем, во всякую эпоху сущем содержании мышления, которое тем заявляет о своей действительности, что неизменно, вновь и вновь сказывается в небывалом — в беспримерных образах и формах созерцания, задающих ему смысл (и судьбу) творения. Таков, если кратко, лейтмотив, пафос книги А.Г. Погоняйло.
2 «Так или иначе, мы исходим из того, что “мышление” как праксис, как забота о себе, есть некое радикальное преобразование себя, впервые — каждый раз впервые — делающее самим собой. Вот этот смысл “мышления” как упражнения в мышлении, которое приводит “в себя”, и позволяет противопоставить — сопоставить — его “созерцанию” (θεωρια), собственно, некоторому “прозрению” (в платонизме оно будет понято как “усмотрение сущностей”, эйдетическое видение), для которого “мышление” составляет предварительное условие» (с. 40).
3 Так в книге поясняется ее тема и характер предстоящих «упражнений». Прийти к себе, к «заботе о себе», когда себя не слишком знаешь и едва ли не от отчаянья углубляешься в иные миры и времена, может показаться странным. Но, как ни парадоксально, вполне в духе этой книги было бы предположить, что иначе интерес философии к собственной истории — да и к истории вообще — вовсе не имел бы самостоятельного смысла.
4 Гегель прав: никакого «собственного» смысла в мировой истории нет, и от науки, от разума в метафизике истории ровно столько, сколько в ней от теодицеи. Но в оправдании нуждается не Гегель и не «Бог» и даже не история как таковая, несправедливо лишенная свободы слова и противопоставленная «современности». Пока весь мир на деле не обрушится, они и сами за себя постоять сумеют. Пока горизонт истории открыт, это нам перед ней держать ответ — за то, что мы держать его не собираемся и, прикрываясь «априорной предметностью самосознания», продолжаем с энтузиазмом спать в ответ на «вызовы» беспамятной эпохи. Как убедительно свидетельствует книга А.Г. Погоняйло, если кто и непричастен к истории, то только те, кого она не знает, потому что таковых попросту на свете не было, как нет и никогда не было, к примеру, тех философов, которых знают все, но которые занимались бы тем, что им привык приписывать благонамеренный рассудок — по зову сердца учили людей жить, по долгу службы вопрошали о всеобщем и от нечего делать, как признавался Аристотель, плодили бесконечные и бесконечно отвлеченные «мнения» о том, что не является предметом возможного опыта. А вот что точно к истории причастно, хотя и легендарно, и точно в наших «оправданиях» абсолютно не нуждается: веселый — del Giocondo смех фракийской девочки, на чьих глазах искавший небесных тайн Фалес как-то угодил в колодезь…
5 В этой ситуации хайдеггеровский «шаг назад к памятливому мышлению» («Вещь») обретает черты категорического императива. Именно так он и воспринят в данной книге:

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1693

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх