“We Want to Use the Word Vedantist instead of Hindu”: An Interpretation of History of Indian Philosophy in the Works by Swami Vivekananda

 
PIIS004287440003632-0-1
DOI10.31857/S004287440003632-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Penza State University
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 1
Pages184-194
Abstract

A search for an origin of Neo-Vedantist approach to the history of Indian philosophy by its historians S. Radhakrishnan and S. Dasgupta turns to ideas of Swami Vivekananda (1863–1902). Based on analysis of the philosopher’s works, the author reconstructs his conceptual vision of Indian philosophy through the understanding of Vedanta as the essence, core and main principle of religion, philosophy and culture of India. Vivekananda have brought about a special ‘vedantization’ of Indian philosophy. He have interpreted Vedanta as identical with Hindu religion and philosophy and have created conceptual base for research in history of Indian philosophy: 1) historical-philosophical process examined through Vedanta as its essence and ideal model; 2) Indian philosophy understood as thought developing from first philosophical insights of Upaniṣads to Vedanta’s triumph in all-India scale; 3) explanation of majority of darśanas as having religious and spiritual character in opposition to materialism and skepticism. 

Keywordshistory of Indian philosophy, Swami Vivekananda, Neo-Vedanta, Vedanta, darśanas, Hinduism, method of Indian philosophy
AcknowledgmentThe paper is supported by the Russian Science Foundation grant “Indian Philosophy in the History of World Philosophy Context: the Meanings’ Translation Problem”, project No 16-18-10427.
Received15.02.2019
Publication date19.02.2019
Number of characters36892
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Первые фундаментальные исследования индийской философии в Индии ХХ в. связаны с именами Сарвепалли Радхакришнана и Сурендронатха Банерджи, которые впервые показали эволюцию индийской мысли с древности до Нового времени, основываясь на анализе первоисточников при рассмотрении её школ в развитии. Оба историка мысли были неоведантистами, что наложило серьёзный отпечаток на их подходы к интерпретации индийской философии. В частности, С. Радхакришнан подчёркивает: «Философия веданты достойна пристального внимания благодаря не только её философской ценности, но также её тесной связи с религией Индии, и она намного живее на этом субконтиненте, чем любая иная из систем мысли. В той или иной форме веданта определяет мировоззрение индуистских мыслителей настоящего времени» [Radhakrishnan 1923, 430].
2 Однако превращение веданты в основу подхода к рассмотрению индийской философии с подчеркиванием спиритуалистического характера этой философии, монистической сути любой её системы, синтетического видения мира, идеи единства истины, сочетания разума и интуиции в постижении реальности [Radhakrishnan 1922, 25–26, 28, 31–32, 36, 48–49] не было новаторством первых индийских историков философии. Идею доминирования веданты в духовной истории Индии, воплощения в ней самой сути религии выдвинул их старший современник, один из крупнейших мыслителей неоведантизма, общественный деятель Свами Вивекананда (1863–1902). «Не будучи профессиональным философом, он, как никто другой, определил судьбы современной индийской философии, главные направления её развития», – справедливо отметил В.С. Костюченко [Костюченко 1993, 13]. Действительно, трудно назвать область философской мысли, где Вивекананда не высказал важных для её развития в Индии идей и концепций. Существует достаточно обширный круг отечественных и зарубежных исследований его философии – от отдельных её аспектов [Челышева 1986; Прусак 2000; Мезенцева 2003; Rambachan 1987; Mohapatra 1996; Dasgupta 2002; Jhanji 2007] до целостного представления [Костюченко 1983; Ray 2001; Singh 2007]. Однако влияние идей и концепций Вивекананды на становление подходов к интерпретации историко-философского процесса в Индии представляется мне недооцененным и вследствие этого неизученным, хотя в атмосфере развивающегося неоведантизма и культурного и политического подъёма рубежа XIX–XX вв. происходило философское становление и С. Дасгупты, и С. Радхакришнана. Последний специально подчёркивал «…влияние Свами Вивекананды, деятельность и красноречие его вызывали гордость» [Радхакришнан 1983, 129]; см. также: [Литман 1983, 15].
3 Вивекананда положил начало процессу, который условно можно назвать «ведантизацией» понимания индийской мысли и, шире, культуры Индии. В XIX в. индийские интеллектуалы были заняты осмыслением религии, истории, социальности, культуры и современного состояния своей страны, что Дж. Неру назвал «открытием Индии». На этом фоне во второй половине века в Бенгалии, где процессы интеллектуального и культурного пробуждения начались ранее других регионов [Dasgupta 2010, Dasgupta 2012], интеллектуалы осознали необходимость исследования истории индийской философии – прежде всего для осознания особенностей родной культуры, духовного склада индийцев и причин их современного состояния [Чоттопаддхай 2016]. В 1816 г. вышла в свет первая история индийской философии, точнее, её трёх школ – ньяи, санкхьи и веданты, написанная учёным и общественным деятелем Кришномоханом Банерджи [Banerjea 1861]. Её автор – ученик поэта и просветителя Г.В.Л. Дерозио (1809–1831), брахман, принявший крещение и ставший священником, – стремился объективно показать достоинства и недостатки индийской мысли, опираясь на источники. Формирование общего интегрального подхода к индийской философии было связано с пониманием религиозной традиции, которое предложили мыслители неоиндуизма.

Number of purchasers: 2, views: 1629

Readers community rating: votes 0

1. Bkhagavadgita 1999 – Bkhagavadgita. Perevod s sanskrita, issledovanie i primechaniya V.S. Sementsova. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Vostochnaya literatura, RAN, 1999. (The Bhagavadgita).

2. Raj 2014 – Raj Rammokhan. Kratkoe izlozhenie vedanty. Perevod i primechaniya T.G. Skorokhodovoj // Voprosy filosofii. 2014. № 10. S. 138–150 (Roy Rammohun. Abridgement of Vedanta).

3. Raj 2016 – Raj Rammokhan. Isha-upanishada. Perevod i primechaniya T.G. Skorokhodovoj // Voprosy filosofii. 2016. № 4. S. 140–149 (Roy Rammohun. Isa-Upani?ad)

4. Radkhakrishnan 1983 – Radkhakrishnan S. Moi poiski istiny // Litman A.D. Sarvepalli Radkhakrishnan. M.: Nauka, 1983. S. 128–139 (Radhakrishnan, Sarvepalli, The Pursuit Of Truth).

5. Upanishady 1992 – Upanishady. Perevod s sanskrita i kommentarii A.Ya. Syrkina. V 3 t. M.: Ladomir, 1992 (The Upanisads).

6. Chottopaddkhaj 2016 – Chottopaddkhaj Bonkimchondro. Issledovanie indijskoj filosofii. Perevod i primechaniya T.G. Skorokhodovoj // Voprosy filosofii. 2016. № 11. S. 167–174 (Chattopaddhyay Bankimchandra, The Study of Hindu Philosophy).

7. Banerjea, Krishna Mohun (1861) Dialogues on the Hindu Philosophy, Williams & Norgate, London, Edinburgh.

8. Radhakrishnan, Sarvepalli (1922) Indian Philosophy, Vol. I, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

9. Radhakrishnan, Sarvepalli (1923) Indian Philosophy, Vol. II, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

10. Roy, Raja Rammohun (1982) The English Works, ed. by J.C. Ghose, In 4 vols, Cosmo, New Delhi.

11. Vivekananda, Swami (1998–2002) Complete Works, Mayavati Memorial Edition, 12th ed., 9 vols, Advaita Ashrama, Mayavati, Almora.

12. Ishervud 1997 – Ishervud K. Ramakrishna i ego ucheniki. Perevod s anglijskogo M.L. Salganik. M.: Ladomir, 1997.

13. Kostyuchenko 1993 – Kostyuchenko V.S. Svami Vivekananda: zhizn' i nasledie // Vivekananda Svami. Prakticheskaya vedanta. Izbrannye raboty. Pod red. V.S. Kostyuchenko. M.: Ladomir, 1993. S. 13–34.

14. Kostyuchenko 1983 – Kostyuchenko V.S. Klassicheskaya vedanta i neovedantizm. M.: Mysl', 1983.

15. Litman 1983 – Litman A.D. Sarvepalli Radkhakrishnan. M.: Nauka, 1983.

16. Mezentseva 2003 – Mezentseva O.V. Problema deyatel'nosti cheloveka v uchenii Svami Vivekanandy / Tsennostnye orientiry indijskogo obschestva. M.: IV RAN, 2003. S. 123–150.

17. Prusak 2000 – Prusak A.I. Teoriya dejstviya Svami Vivekanandy // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2000. № 1. S. 93–98.

18. Chelysheva 1986 – Chelysheva I.P. Ehticheskie idei v mirovozzrenii Vivekanandy, B.G. Tilaka i Aurobindo Gkhosha. M.: Nauka, 1986.

19. Shtitenkron 1999 – Shtitenkron G. fon. O prirode induizma. O pravil'nom upotreblenii obmanchivogo termina // Drevo induizma. M.: Vostochnaya literatura, 1999. C. 246–264.

Система Orphus

Loading...
Up