«Нам нужно пользоваться словом “ведантисты” вместо “индусы”»: интерпретация истории индийской философии в трудах Свами Вивекананды

 
Код статьиS004287440003632-0-1
DOI10.31857/S004287440003632-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы184-194
Аннотация

Выяснение происхождения неоведантистского подхода к истории индийской философии у её историков С. Радхакришнана и С. Дасгупты приводит к идеям Свами Вивекананды (1863–1902). На основе анализа трудов философа автор реконструирует его концептуальное видение индийской философии через понимание веданты как сути, сердцевины и главного принципа религии, философии и культуры Индии. Вивекананда интерпретировал веданту как тождественную индуизму и его философии и создал концептуальную основу для исследования истории индийской философии: 1) рассмотрение историко-философского процесса сквозь призму веданты как его сущности и идеальной модели; 2) понимание историко-философского процесса как мысли, развивающейся от первых прозрений Упанишад до триумфа веданты во всеиндийском масштабе; 3) объяснение большинства даршан как религиозных и спиритуалистических в противовес материализму и скептицизму. 

Ключевые словаистория индийской философии, Свами Вивекананда, неоведантизм, веданта, даршаны, индуизм, метод индийской философии
Источник финансированияИсследование поддержано грантом Российского научного фонда в рамках проекта № 16-18-10427: «Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов».
Получено15.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов36892
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Первые фундаментальные исследования индийской философии в Индии ХХ в. связаны с именами Сарвепалли Радхакришнана и Сурендронатха Банерджи, которые впервые показали эволюцию индийской мысли с древности до Нового времени, основываясь на анализе первоисточников при рассмотрении её школ в развитии. Оба историка мысли были неоведантистами, что наложило серьёзный отпечаток на их подходы к интерпретации индийской философии. В частности, С. Радхакришнан подчёркивает: «Философия веданты достойна пристального внимания благодаря не только её философской ценности, но также её тесной связи с религией Индии, и она намного живее на этом субконтиненте, чем любая иная из систем мысли. В той или иной форме веданта определяет мировоззрение индуистских мыслителей настоящего времени» [Radhakrishnan 1923, 430].
2 Однако превращение веданты в основу подхода к рассмотрению индийской философии с подчеркиванием спиритуалистического характера этой философии, монистической сути любой её системы, синтетического видения мира, идеи единства истины, сочетания разума и интуиции в постижении реальности [Radhakrishnan 1922, 25–26, 28, 31–32, 36, 48–49] не было новаторством первых индийских историков философии. Идею доминирования веданты в духовной истории Индии, воплощения в ней самой сути религии выдвинул их старший современник, один из крупнейших мыслителей неоведантизма, общественный деятель Свами Вивекананда (1863–1902). «Не будучи профессиональным философом, он, как никто другой, определил судьбы современной индийской философии, главные направления её развития», – справедливо отметил В.С. Костюченко [Костюченко 1993, 13]. Действительно, трудно назвать область философской мысли, где Вивекананда не высказал важных для её развития в Индии идей и концепций. Существует достаточно обширный круг отечественных и зарубежных исследований его философии – от отдельных её аспектов [Челышева 1986; Прусак 2000; Мезенцева 2003; Rambachan 1987; Mohapatra 1996; Dasgupta 2002; Jhanji 2007] до целостного представления [Костюченко 1983; Ray 2001; Singh 2007]. Однако влияние идей и концепций Вивекананды на становление подходов к интерпретации историко-философского процесса в Индии представляется мне недооцененным и вследствие этого неизученным, хотя в атмосфере развивающегося неоведантизма и культурного и политического подъёма рубежа XIX–XX вв. происходило философское становление и С. Дасгупты, и С. Радхакришнана. Последний специально подчёркивал «…влияние Свами Вивекананды, деятельность и красноречие его вызывали гордость» [Радхакришнан 1983, 129]; см. также: [Литман 1983, 15].
3 Вивекананда положил начало процессу, который условно можно назвать «ведантизацией» понимания индийской мысли и, шире, культуры Индии. В XIX в. индийские интеллектуалы были заняты осмыслением религии, истории, социальности, культуры и современного состояния своей страны, что Дж. Неру назвал «открытием Индии». На этом фоне во второй половине века в Бенгалии, где процессы интеллектуального и культурного пробуждения начались ранее других регионов [Dasgupta 2010, Dasgupta 2012], интеллектуалы осознали необходимость исследования истории индийской философии – прежде всего для осознания особенностей родной культуры, духовного склада индийцев и причин их современного состояния [Чоттопаддхай 2016]. В 1816 г. вышла в свет первая история индийской философии, точнее, её трёх школ – ньяи, санкхьи и веданты, написанная учёным и общественным деятелем Кришномоханом Банерджи [Banerjea 1861]. Её автор – ученик поэта и просветителя Г.В.Л. Дерозио (1809–1831), брахман, принявший крещение и ставший священником, – стремился объективно показать достоинства и недостатки индийской мысли, опираясь на источники. Формирование общего интегрального подхода к индийской философии было связано с пониманием религиозной традиции, которое предложили мыслители неоиндуизма.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1630

Оценка читателей: голосов 0

1. Бхагавадгита 1999 – Бхагавадгита. Перевод с санскрита, исследование и примечания В.С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, РАН, 1999. (The Bhagavadgita).

2. Рай 2014 – Рай Раммохан. Краткое изложение веданты. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 138–150 (Roy Rammohun. Abridgement of Vedanta).

3. Рай 2016 – Рай Раммохан. Иша-упанишада. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2016. № 4. С. 140–149 (Roy Rammohun. Isa-Upani?ad)

4. Радхакришнан 1983 – Радхакришнан С. Мои поиски истины // Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М.: Наука, 1983. С. 128–139 (Radhakrishnan, Sarvepalli, The Pursuit Of Truth).

5. Упанишады 1992 – Упанишады. Перевод с санскрита и комментарии А.Я. Сыркина. В 3 т. М.: Ладомир, 1992 (The Upanisads).

6. Чоттопаддхай 2016 – Чоттопаддхай Бонкимчондро. Исследование индийской философии. Перевод и примечания Т.Г. Скороходовой // Вопросы философии. 2016. № 11. С. 167–174 (Chattopaddhyay Bankimchandra, The Study of Hindu Philosophy).

7. Banerjea, Krishna Mohun (1861) Dialogues on the Hindu Philosophy, Williams & Norgate, London, Edinburgh.

8. Radhakrishnan, Sarvepalli (1922) Indian Philosophy, Vol. I, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

9. Radhakrishnan, Sarvepalli (1923) Indian Philosophy, Vol. II, Allen & Unwin, London, Macmillan, New York.

10. Roy, Raja Rammohun (1982) The English Works, ed. by J.C. Ghose, In 4 vols, Cosmo, New Delhi.

11. Vivekananda, Swami (1998–2002) Complete Works, Mayavati Memorial Edition, 12th ed., 9 vols, Advaita Ashrama, Mayavati, Almora.

12. Ишервуд 1997 – Ишервуд К. Рамакришна и его ученики. Перевод с английского М.Л. Салганик. М.: Ладомир, 1997.

13. Костюченко 1993 – Костюченко В.С. Свами Вивекананда: жизнь и наследие // Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. Под ред. В.С. Костюченко. М.: Ладомир, 1993. С. 13–34.

14. Костюченко 1983 – Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

15. Литман 1983 – Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. М.: Наука, 1983.

16. Мезенцева 2003 – Мезенцева О.В. Проблема деятельности человека в учении Свами Вивекананды / Ценностные ориентиры индийского общества. М.: ИВ РАН, 2003. С. 123–150.

17. Прусак 2000 – Прусак А.И. Теория действия Свами Вивекананды // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 93–98.

18. Челышева 1986 – Челышева И.П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша. М.: Наука, 1986.

19. Штитенкрон 1999 – Штитенкрон Г. фон. О природе индуизма. О правильном употреблении обманчивого термина // Древо индуизма. М.: Восточная литература, 1999. C. 246–264.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх