Universum of Establishing the Reliability of Knowledge in Epistemology and Logic (Pramāṇavāda) of Jayarāśi Bhaṭṭa

 
PIIS004287440003631-9-1
DOI10.31857/S004287440003631-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: High School of Economics
Address: Russian Federation
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 1
Pages173-183
Abstract

In the article the results of analysis of Sanskrit word vyavahāra and its logico-epistemological functions in «Tattvopaplavasiṁha» by Jayarāśi Bhaṭṭa (VIII–IX cen.) are presented. In the text vyavahāra plays the role of the universe of discourse and universe of verification of knowledge, but the characteristics of the universe in Indian tradition only partially coincide with the characteristics of the «universe of discourse» in Western epistemology and logic. The main difference is that in the Western tradition of discourse the universe is understood as an area of certain objects, and in Indian tradition the two main meanings of vyavahāra (as daily practices and as conventional usage of words) are not restricted by the requirement of certainty of the universe of discourse. 

Keywordscarvaka-lokāyata, Indian epistemology and logic, Indian scepticism, Nyāya, pramāṇavāda, vyavahāra
AcknowledgmentThe paper is supported by the Russian Science Foundation (RSF) grant “Indian Philosophy in the History of World Philosophy Context: the Meanings’ Translation Problem”, project No 16-18-10427.
Received15.02.2019
Publication date19.02.2019
Number of characters34890
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение: постановка проблемы

2 Санскритское слово vyavahāra хорошо знакомо всем индологам. Оно употребляется в разных контекстах и имеет множество значений: «поведение», «действие», «поступок», «процесс», дело вообще. Обозначает оно также многие специальные виды деятельности: сделку, соглашение, торговлю, ростовщичество, обычай, контракт, математический процесс (см.: [Apte 1957–1959]); правосудие, образец, пример; практическое применение (в том числе применение данного понятия к данному случаю); движение (в том числе уличное); связь, вид связи; сообщение, коммуникацию; (денежное) обращение; знакомство; происшествие, событие; прецедент; обычный ход событий; повседневность; обычное словоупотребление; употребление некоторых речевых выражений; пометку, отметку; обозначение, название, наименование; постановление, предписание, распоряжение; условие (в математике); наказание; взыскание; штраф; возмездие, кару; расплату; в строительстве оно обозначает крестовину, диагональное крепление; раскосы (см.: [Böhtlingk, Roth 1858–1971]). В текстах лингвофилософского и философского содержания вьявахара часто обозначает «конвенциональное словоупотребление». В текстах индийских религиозно-философских систем (даршан) вьявахара обозначает также низшую истину (вьявахара-сатья), функционирующую на одноименном низшем уровне реальности (вьявахара-сат), на уровне повседневной практики, и выражаемую словесно. Она обычно рассматривается через противопоставление высшей истине (парамартха-сатья) и реальности высшего уровня (парамартхика, парамартха-сат); см., например: [Шохин 2009].
3 Для нас в этом списке в связи с логико-эпистемологическим учением (праманавадой) важны два значения слова вьявахара: 1) повседневность как совокупная жизнедеятельность, или как совокупность практик, осуществляемых людьми, и 2) конвенциональное словоупотребление, или повседневная языковая практика. Целью данной статьи является демонстрация явных и неявных смыслов слова вьявахара в сочинении средневекового индийского скептика Джаяраши Бхатты (770–830 или 800–840) «Таттвопаплавасимха» (санскр. «Лев, опрокидывающий препятствия [к правильному пониманию] категорий»)1. Знакомство с этим текстом убеждает в важности для индийской традиции концепта вьявахары и его сопоставимости с термином «универсум рассуждения» в современной западной эпистемологии и логике, а так же к ведет пониманию наличия связи смыслов вьявахары и специфики индийского дискурса. 1. Трактат «Таттвопаплавасимха» на сегодняшний день признан единственным сохранившимся текстом чарваков-локаятиков. Он был открыт для научной общественности в 1926 г., когда его нашли в джайнском монастыре в Патане Шуклалджи Сангхави и Бечхердас Доши. Впервые текст опубликован в Гэквадовской Восточной серии в 1940 г.
4 Выражение «универсум/предметная область рассуждения» появляется в западной логике в XIX в. и затем получает широкое распространение во всех областях знания. В рамках данной статьи несущественна идущая вокруг этого концепта логическая полемика, но весьма существенно, что этот универсум состоит из «предметов», то есть неких сущностей с заданными качествами. Качества индивидуумов универсума задаются мышлением. Так, Джордж Буль, одним из первых употребивший этот концепт, определил универсум рассуждения как «основной предмет рассуждения» (the ultimate subject of the discourse), «действительный универсум вещей, каким он всегда является при употреблении нами слов в их реальном и буквальном значении» [Boole 1854, 42]. Зависимость универсума рассуждения от мыслительных процедур (по сути, от мышления) следует из данного Дж. Булем описания его мысленного конструирования: «Когда мы обозначаем универсум рассуждения словом, наш разум выбирает объекты, составляющие этот универсум, в соответствии с некоторым заданным принципом или идеей» [Ibid., 43].

Number of purchasers: 2, views: 1858

Readers community rating: votes 0

1. Apte, Vaman Shivaram (1957–1959) The Practical Sanskrit-English Dictionary (1890) Revised and Enlarged ed. in 3 vols., Ed.-in-chief P.K. Gode, C.G. Karve, Pratibha-Press, Poona 2,.

2. Balcerowicz, Piotr (2016) “Jayarasi”, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2016 Edition), Edward N. Zalta (ed.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2016/entries/jayaraasi/.

3. Bohtlingk, Otto, Roth, Rudolph (1852–1875) Sanskrit-Worterbuch, in 7 vols., Buchdruckerei der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, St. Petersburg.

4. Chakrabarti, Arindam (1997) “Rationality in Indian Philosophy,” Companion to World Philosophy, ed. by Deutsch and Bontekoe, Blackwell, Oxford, pp. 259–278.

5. Chatterjee, Dipankar (1977) “Skepticism and Indian philosophy,” Philosophy East and West, Vol. 27, No. 2, pp. 195–209.

6. Franco, Eli (1987) Perception, Knowledge and Disbelief: A Study of Jayarasi’s Scepticism, Steiner, Wiesbaden, Stuttgart.

7. Hankinson, J. Robert (995) The Sceptics. The Arguments of the Philosophers, Routledge, London, New York.

8. Lysenko, Victoriya G., Kanaeva, Natalia A. (2014) Shantarakshita and Kamalashila about the tools of reliable knowledge, IF RAN, Moscow (in Russian).

9. Mills, Ethan (2013) The Dependent Origination of Skepticism in Classical India: An Experiment in Cross-Cultural Philosophy, PhD Dissertation, in: Philosophy ETDs, University New Mexico, [URL:] http://digitalrepository.unm.edu/phil_etds/2/.

10. Mohanti, Jitendra Nath (1992) Reason and Tradition in Indian Thought. An Essay on the Nature of Indian Philosophical Thinking, Claredon Press, Oxford.

11. Sanghavi, Sukhlalji, Parikh, Rasiklal C. (1940) “Introduction”, Tattvopaplavasi?ha of Jayarasi Bha??a, Oriental Institute, Baroda, pp. I– XIV.

12. Shokhin, Vladimir K. (2009) “Vyavaharika–Paramarthika”, Indian Philosophy: Encyclopedia, Vostochnaya literatura, Moscow, pp. 295–303 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up