Универсум установления достоверности знания в эпистемологии и логике (праманаваде) Джаяраши Бхатты

 
Код статьиS004287440003631-9-1
DOI10.31857/S004287440003631-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы173-183
Аннотация

В статье представлены результаты исследования санскритского слова вьявахара и его логико-эпистемологических функций в «Таттвопаплавасимхе» Джаяраши Бхатты (VIII–IX вв.). В тексте вьявахара играет роль универсума рассуждений и установления достоверности знаний, но признаки этого универсума в индийской традиции лишь частично совпадают с признаками «универсума рассуждения» в западной эпистемологии. Главное отличие в том, что в западной теории познания и в логике универсум рассуждения понимается как определенная предметная область, а в индийской традиции два главных для логики и эпистемологии значения термина вьявахара (повседневности как совокупной жизнедеятельности и конвенционального словоупотребления) не связаны требованием определенности универсума рассуждения. 

Ключевые словавьявахара, индийская эпистемология и логика, индийский скептицизм, ньяя, праманавада, чарвака-локаята
Источник финансированияИсследование поддержано грантом Российского научного фонда “Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов”, проект No 16–18–10427.
Получено15.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов34890
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение: постановка проблемы

2 Санскритское слово vyavahāra хорошо знакомо всем индологам. Оно употребляется в разных контекстах и имеет множество значений: «поведение», «действие», «поступок», «процесс», дело вообще. Обозначает оно также многие специальные виды деятельности: сделку, соглашение, торговлю, ростовщичество, обычай, контракт, математический процесс (см.: [Apte 1957–1959]); правосудие, образец, пример; практическое применение (в том числе применение данного понятия к данному случаю); движение (в том числе уличное); связь, вид связи; сообщение, коммуникацию; (денежное) обращение; знакомство; происшествие, событие; прецедент; обычный ход событий; повседневность; обычное словоупотребление; употребление некоторых речевых выражений; пометку, отметку; обозначение, название, наименование; постановление, предписание, распоряжение; условие (в математике); наказание; взыскание; штраф; возмездие, кару; расплату; в строительстве оно обозначает крестовину, диагональное крепление; раскосы (см.: [Böhtlingk, Roth 1858–1971]). В текстах лингвофилософского и философского содержания вьявахара часто обозначает «конвенциональное словоупотребление». В текстах индийских религиозно-философских систем (даршан) вьявахара обозначает также низшую истину (вьявахара-сатья), функционирующую на одноименном низшем уровне реальности (вьявахара-сат), на уровне повседневной практики, и выражаемую словесно. Она обычно рассматривается через противопоставление высшей истине (парамартха-сатья) и реальности высшего уровня (парамартхика, парамартха-сат); см., например: [Шохин 2009].
3 Для нас в этом списке в связи с логико-эпистемологическим учением (праманавадой) важны два значения слова вьявахара: 1) повседневность как совокупная жизнедеятельность, или как совокупность практик, осуществляемых людьми, и 2) конвенциональное словоупотребление, или повседневная языковая практика. Целью данной статьи является демонстрация явных и неявных смыслов слова вьявахара в сочинении средневекового индийского скептика Джаяраши Бхатты (770–830 или 800–840) «Таттвопаплавасимха» (санскр. «Лев, опрокидывающий препятствия [к правильному пониманию] категорий»)1. Знакомство с этим текстом убеждает в важности для индийской традиции концепта вьявахары и его сопоставимости с термином «универсум рассуждения» в современной западной эпистемологии и логике, а так же к ведет пониманию наличия связи смыслов вьявахары и специфики индийского дискурса. 1. Трактат «Таттвопаплавасимха» на сегодняшний день признан единственным сохранившимся текстом чарваков-локаятиков. Он был открыт для научной общественности в 1926 г., когда его нашли в джайнском монастыре в Патане Шуклалджи Сангхави и Бечхердас Доши. Впервые текст опубликован в Гэквадовской Восточной серии в 1940 г.
4 Выражение «универсум/предметная область рассуждения» появляется в западной логике в XIX в. и затем получает широкое распространение во всех областях знания. В рамках данной статьи несущественна идущая вокруг этого концепта логическая полемика, но весьма существенно, что этот универсум состоит из «предметов», то есть неких сущностей с заданными качествами. Качества индивидуумов универсума задаются мышлением. Так, Джордж Буль, одним из первых употребивший этот концепт, определил универсум рассуждения как «основной предмет рассуждения» (the ultimate subject of the discourse), «действительный универсум вещей, каким он всегда является при употреблении нами слов в их реальном и буквальном значении» [Boole 1854, 42]. Зависимость универсума рассуждения от мыслительных процедур (по сути, от мышления) следует из данного Дж. Булем описания его мысленного конструирования: «Когда мы обозначаем универсум рассуждения словом, наш разум выбирает объекты, составляющие этот универсум, в соответствии с некоторым заданным принципом или идеей» [Ibid., 43].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1913

Оценка читателей: голосов 0

1. Apte, Vaman Shivaram (1957Ц1959) The Practical Sanskrit-English Dictionary (1890) Revised and Enlarged ed. in 3 vols., Ed.-in-chief P.K. Gode, C.G. Karve, Pratibha-Press, Poona 2,.

2. Balcerowicz, Piotr (2016) УJayarasiФ, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring 2016 Edition), Edward N. Zalta (ed.). URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2016/entries/jayaraasi/.

3. Bohtlingk, Otto, Roth, Rudolph (1852Ц1875) Sanskrit-Worterbuch, in 7 vols., Buchdruckerei der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, St. Petersburg.

4. Chakrabarti, Arindam (1997) УRationality in Indian Philosophy,Ф Companion to World Philosophy, ed. by Deutsch and Bontekoe, Blackwell, Oxford, pp. 259Ц278.

5. Chatterjee, Dipankar (1977) УSkepticism and Indian philosophy,Ф Philosophy East and West, Vol. 27, No. 2, pp. 195Ц209.

6. Franco, Eli (1987) Perception, Knowledge and Disbelief: A Study of JayarasiТs Scepticism, Steiner, Wiesbaden, Stuttgart.

7. Hankinson, J. Robert (995) The Sceptics. The Arguments of the Philosophers, Routledge, London, New York.

8. Lysenko, Victoriya G., Kanaeva, Natalia A. (2014) Shantarakshita and Kamalashila about the tools of reliable knowledge, IF RAN, Moscow (in Russian).

9. Mills, Ethan (2013) The Dependent Origination of Skepticism in Classical India: An Experiment in Cross-Cultural Philosophy, PhD Dissertation, in: Philosophy ETDs, University New Mexico, [URL:] http://digitalrepository.unm.edu/phil_etds/2/.

10. Mohanti, Jitendra Nath (1992) Reason and Tradition in Indian Thought. An Essay on the Nature of Indian Philosophical Thinking, Claredon Press, Oxford.

11. Sanghavi, Sukhlalji, Parikh, Rasiklal C. (1940) УIntroductionФ, Tattvopaplavasi?ha of Jayarasi Bha??a, Oriental Institute, Baroda, pp. IЦ XIV.

12. Shokhin, Vladimir K. (2009) УVyavaharikaЦParamarthikaФ, Indian Philosophy: Encyclopedia, Vostochnaya literatura, Moscow, pp. 295Ц303 (in Russian).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх