EN
EN
RU
My Account
Orders
No subscription
Sign in
|
Register
Email
Password
Forgot your password?
Login via:
Register
Remember me
About project
Journals
For authors
For readers
EN
EN
RU
All
All
Author
Title
Text
Orders
No subscription
Sign in
|
Register
Email
Password
Forgot your password?
Login via:
Register
Remember me
Home
Voprosy filosofii
Issue 1
Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha
Annotation
Reviews
1
Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha
M. Petrov
Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha
PII
S004287440003627-4-1
DOI
10.31857/S004287440003627-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
M. Petrov
Affiliation:
Address: Russian Federation
Journal name
Voprosy filosofii
Edition
Issue 1
Pages
124-132
Abstract
Keywords
Received
14.02.2019
Publication date
19.02.2019
Number of characters
33272
Cite
GOST
Petrov M. Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha // Voprosy filosofii – 2019. – Issue 1 C. 124-132 [Electronic resource]. URL: http://ras.jes.su/vphil/s004287440003627-4-1-en (circulation date: 05.11.2024). DOI: 10.31857/S004287440003627-4
MLA
Petrov, M. "Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha."
Voprosy filosofii
1 (2019):124-132. DOI: 10.31857/S004287440003627-4
APA
Petrov M. (2019). Logos, the language of Adam and Whorf. Linguistic Aspects of the 17th Century Intellectual Revolution Text preparation and publication by VG Dracha.
Voprosy filosofii
(1), pp.124-132 DOI: 10.31857/S004287440003627-4
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author.
Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1
События XVII в. упорно удерживаются в эпицентре внимания историков науки и философии, культуры, социологов, науковедов не только потому, что многие современные проблемы науки, категориальных представлений мира уходят корнями в XVII в. – либо порождены интеллектуальной революцией, либо предполагают ее как условие собственного выявления. Да и сама наука, по мнению многих, в том числе и автора этой статьи, не была для XVII в. некой запланированной целью, завершенным архитектурным проектом «храма науки», который осталось только построить, а стала, скорее, незапланированным следствием усилий отцов-основателей науки, которые не ведали что творили, воодушевлялись совсем иными целями, представлениями, концептами, мотивами. В их числе «науки» – известного нам сегодня социального института дисциплинарного знания природы и технологических приложений научного знания – определенно не было. И не могло быть. Историю творят на наличном материале, на унаследованной от предшественников, по выражению Маркса, «сумме обстоятельств», куда входят и реалии духовного мира – ценности, установки, ориентации, категориальные структуры всеобщего. Будущее строится современниками в лесах прошлого, а затем уже на длительном периоде исторических экспликаций объявляет себя как смысл содеянного. Между задуманным и содеянным, между лесами, соображенными в лесах умопостижениями и содеянным большая разница. Так в большом и малом.
2
С точки зрения внешней социальной детерминации интеллектуальная революция XVII в. была духовной реакцией на глубокие политические и экономические изменения в социальной структуре европейской жизни. Рост абсолютизма подрывал господство Римской церкви. Становление капитализма ломало иерархию наследственных прав и привилегий, меняло иерархическую шкалу оценок человека, его места и положения в обществе на безлично-монетарную – по «состоянию», капиталу. Инерция освобождала бога от текучести повседневных забот и поддержания порядка в сотворенном им мире, передавала эту функцию взаимодействию по единожды установленным законам, по сути дела выводила бога за скобки текущих событий как деталь почитаемую, но явно излишнюю для их объяснения. Политическим выражением борьбы с католическим Римом стала Реформация. Она была как бы внешним оформлением революции, которая, по словам Маркса, зародилась «в мозгу монаха» и завершилась «омонашиванием» мирян, интериоризацией религии и, соответственно, сломом иерархии приближения к богу [Маркс, Энгельс 1955, 422, 423]: «плотский – душевный – духовный» – троица, в которой Римская церковь осмысляла и мировоззренчески санкционировала свое право на посредничество между богом и человеком и на власть в христианском мире.
3
Но все это именно популярность, мода, перенос акцентов, интереса, актуальности. Реальные же события интеллектуальной революции XVII в. могли происходить и действительно происходили в рамках дисциплинарности, в «мозгу монаха», каким этот мозг становился после его обработки в университете «эллинской мудростью» тривия и квадривия, тем греческим, главным образом, массивом философской, медицинской, оккультной и иной литературы, который в X–XII вв. был переведен на латынь и прочно утвердился в подготовке научных кадров как «душевная» ступень на переходе от «плотского» мирянина, какими рождаются все люди, к богодухновенному (или «духовному») «пневматику», какими люди становятся, пройдя через университет и приняв сан.
Loading......
Upload file
Number of purchasers:
2
, views: 1670
Readers community rating:
votes 0
Резолюция редактора:
Public without changes.
Public with author changes without repeat reviewing.
Public with author changes with repeat reviewing.
Journals editorials
Editrials contacts
on journals page
Publisher/ Operator
Publishing LLC
«
Integration: Education and Science
»
ras.jes.su
Developer
Publishing LLC «I-PC»
jes.su
Loading...
Up