Логос, язык Адама и Уорф. Лингвистические аспекты интеллектуальной революции XVII в. Подготовка текста и публикация В.Г. Драча

 
Код статьиS004287440003627-4-1
DOI10.31857/S004287440003627-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №1
Страницы124-132
Аннотация

  

Ключевые слова
Получено14.02.2019
Дата публикации19.02.2019
Кол-во символов33272
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 События XVII в. упорно удерживаются в эпицентре внимания историков науки и философии, культуры, социологов, науковедов не только потому, что многие современные проблемы науки, категориальных представлений мира уходят корнями в XVII в. – либо порождены интеллектуальной революцией, либо предполагают ее как условие собственного выявления. Да и сама наука, по мнению многих, в том числе и автора этой статьи, не была для XVII в. некой запланированной целью, завершенным архитектурным проектом «храма науки», который осталось только построить, а стала, скорее, незапланированным следствием усилий отцов-основателей науки, которые не ведали что творили, воодушевлялись совсем иными целями, представлениями, концептами, мотивами. В их числе «науки» – известного нам сегодня социального института дисциплинарного знания природы и технологических приложений научного знания – определенно не было. И не могло быть. Историю творят на наличном материале, на унаследованной от предшественников, по выражению Маркса, «сумме обстоятельств», куда входят и реалии духовного мира – ценности, установки, ориентации, категориальные структуры всеобщего. Будущее строится современниками в лесах прошлого, а затем уже на длительном периоде исторических экспликаций объявляет себя как смысл содеянного. Между задуманным и содеянным, между лесами, соображенными в лесах умопостижениями и содеянным большая разница. Так в большом и малом.
2 С точки зрения внешней социальной детерминации интеллектуальная революция XVII в. была духовной реакцией на глубокие политические и экономические изменения в социальной структуре европейской жизни. Рост абсолютизма подрывал господство Римской церкви. Становление капитализма ломало иерархию наследственных прав и привилегий, меняло иерархическую шкалу оценок человека, его места и положения в обществе на безлично-монетарную – по «состоянию», капиталу. Инерция освобождала бога от текучести повседневных забот и поддержания порядка в сотворенном им мире, передавала эту функцию взаимодействию по единожды установленным законам, по сути дела выводила бога за скобки текущих событий как деталь почитаемую, но явно излишнюю для их объяснения. Политическим выражением борьбы с католическим Римом стала Реформация. Она была как бы внешним оформлением революции, которая, по словам Маркса, зародилась «в мозгу монаха» и завершилась «омонашиванием» мирян, интериоризацией религии и, соответственно, сломом иерархии приближения к богу [Маркс, Энгельс 1955, 422, 423]: «плотский – душевный – духовный» – троица, в которой Римская церковь осмысляла и мировоззренчески санкционировала свое право на посредничество между богом и человеком и на власть в христианском мире.
3 Но все это именно популярность, мода, перенос акцентов, интереса, актуальности. Реальные же события интеллектуальной революции XVII в. могли происходить и действительно происходили в рамках дисциплинарности, в «мозгу монаха», каким этот мозг становился после его обработки в университете «эллинской мудростью» тривия и квадривия, тем греческим, главным образом, массивом философской, медицинской, оккультной и иной литературы, который в X–XII вв. был переведен на латынь и прочно утвердился в подготовке научных кадров как «душевная» ступень на переходе от «плотского» мирянина, какими рождаются все люди, к богодухновенному (или «духовному») «пневматику», какими люди становятся, пройдя через университет и приняв сан.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1497

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх